Круглый стол «Актуальные вопросы инклюзивного образования в транспортном вузе».

Большинство российских ВУЗов гуманитарного профиля на протяжении многих лет принимают на обучение людей различной категории инвалидности. 20 декабря на совещании Рособрнадзора этот вопрос был поставлен перед транспортными вузами, которые до сих пор неохотно берут инвалидов в ряды своих студентов. Руководству университетов рекомендовали в 2019 году разработать и внедрить ряд образовательных программ по подготовке специалистов среди людей с инвалидностью.

В рамках этого совещания представителям вузов различного профиля, в том числе и транспортных вузов, ясно дали понять, что в 2019 году без учета показателей доступности объектов и услуг образования для людей с инвалидностью не откроется ни одно новое направление обучения, не реализуется ни один новый профиль. Причем, если вузы не обратят внимание на показатели доступности объектов и услуг, у них будет отозвана лицензия.

По данным Рособрнадзора, около 50% людей с инвалидностью из числа поступающих в прошлом году намеренно скрывали свою инвалидность. Эти ребята сдавали ЕГЭ в школе в основном с блестящими результатами. Это говорит о том, что эти выпускники школ уже заведомо были серьезно мотивированы на поступление в вузы.

Данные об особых условиях, которые могут предоставить вузы, принимающие на обучение людей с инвалидностью, должны быть уже размещены на университетских сайтах в разделе «Приемная комиссия» в январе 2019 года. Причем вузы должны предоставить не менее пяти показателей доступности объектов и услуг.

Один из таких важнейших показателей – возможность сопровождения инвалида во время обучения в стенах университета. Образовательная среда вуза должна быть доступна. Также на базе университетов должны быть специальные педагоги и сотрудники, обладающие определенной квалификацией и несущие ответственность за прием и обучение инвалидов. В этом смысле руководству университетов нужно задуматься о возможности подготовки специальных кадров, повышения квалификации своего персонала в рамках дополнительного образования, программ повышения квалификации и пр.

Рособрнадзор уже выявил вузы, которые не соответствуют требованиям рынка образовательных услуг и составил свой «черный список».

В связи с этим 21 декабря 2018 года в конференц-зале Института международных транспортных коммуникаций РУТ (МИИТ) прошел круглый стол «Актуальные вопросы инклюзивного образования в транспортном вузе» с участием представителей вузов, подведомственных Министерству транспорта РФ, СМИ, общественных организаций инвалидов, а также сотрудников РУНЦ ММинтранса РФ и выпускников курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию.

Для справки:
РУМЦ — ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В целях содействия инклюзивному образованию и реализации государственной программы «Доступная среда» создана сеть ресурсных учебно-методических центров, в задачи которых входит методическая и консультативная поддержка вузов, проведение повышения квалификации различных категорий сотрудников вузов по вопросам инклюзивного образования и т.д. В большинстве случаев вузы взаимодействуют с румц по территориальному признаку. РУМЦ Минтранса создан для поддержки и развития инклюзивного образования в транспортных вузах с учетом их специфики. В настоящее время подведомственные Минтрансу вузы готовят специалистов для транспортной сферы по широкому кругу специальностей, включающих не только инженерные профессии, но и менеджмент, логистику, экономику, право, компьютерные технологии.

Докладчики круглого стола:

  • Александр Васильевич Авдеев (Ассоциация производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте);
  • Юрий Николаевич Баусов (советник ректора Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), член Совета Министерства образования и науки РФ по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, председатель межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодёжных инвалидных организаций — АМИО»);
  • Евгений Андреевич Печерских (Самарская организация инвалидов колясочников «Десница»);
  • Олег Викторович Рысев (заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов);
  • Сергей Николаевич Ваньшин (директор института Всероссийского общества слепых «Реакомп»);
  • Александр Васильевич Иванов (руководитель отдела реабилитации Всероссийского общества глухих).

Ведущий круглого стола Ирина Владимировна Карапитянс в своем вступительном слове рассказала, что работа по внедрению идеи инклюзивного образования в транспортных вузах за последний год приняла довольно интенсивный характер. Уже намечены первые позитивные шаги, которые одобрены Министерством транспорта РФ. В частности, был заключен ряд соглашений между Российским университетом транспорта и некоторыми региональными транспортными вузами, готовыми принять в ряды своих студентов людей с инвалидностью и подготовить из них высококлассных специалистов.

В связи с этим проект РУНЦ, разработанный МИИТ, имеет практическое значение и должен быть интегрирован во все виды деятельности университетов.

В своем выступлении Сергей Николаевич Ваньшин — директор института ВОС «Реакомп» — подчеркнул, что ведущим направлением деятельности института Реакомп является профориентация и профессиональная реабилитация инвалидов по зрению. Нельзя забывать, что реабилитация – это комплекс мер. Одним из важнейших элементов реабилитации является профреабилитация и трудовая реабилитация, включая обучение, профориентацию и трудоустройство, что является завершающим этапом комплексной реабилитации инвалидов по зрению. Одна из важнейших целей реабилитации – возвращение человека к полноценной жизни в социуме. А представить это без трудоустройства и соответствующей подготовки довольно трудно.

Институту приходилось решать задачи профориентации и трудоустройства инвалидов по зрению в новых условиях рынка труда. Люди с нарушениями зрения — это достаточно сложная для таких целей категория инвалидности, так как практически все рабочие операции требуют визуального контроля. Поэтому данный вопрос много лет являлся одним из самых сложных и важных. Развитие компьютерных технологий и появление возможности работать за компьютером существенно помогли продвинуть решение этой задачи.

По мнению Сергея Ваньшина, В вопросах профессиональной реабилитации существует ряд проблем. Прежде всего, самих инвалидов следует поделить на тех, кто мотивирован на прохождение реабилитации, и иждивенцев, которые считают, что общество им всюду обязано. Такие иждивенцы и себе, и другим портят жизнь. Они требуют особого внимания, особых мероприятий. В репутационном плане они наносят существенный урон другим незрячим специалистам.

«Реакомп» рекомендовал бы университетам привлекать к работе специалистов дефектологов, тифлопедагогов, обратиться к институту им. Герцина, который много лет специализируется в этом направлении.

Сергей Ваньшин подчеркнул, что существует еще один важный момент. Решая задачу профреабилитации и трудоустройства инвалидов, нужно понимать, что её следует решать с конца. Т.е. с определения, где и в каких условиях может трудиться инвалид. Тогда именно под эти будущие условия труда, под конкретное рабочее место он должен проходить соответствующее обучение в университете, в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО) и т.п. Практика показывает, что это чаще всего ДПО, так как большинство инвалидов уже имеет профессию и нуждается в дополнительной подготовке с учетом требований современного рынка труда.

В 90-е годы в нашей стране были созданы специальные компьютерные рабочие места для инвалидов по зрению. Так появилось первое рабочее место в гражданской авиации, в справочной службе, и это была классическая инклюзия в полном понимании этого слова. Несколько незрячих специалистов, пройдя обучение и собеседование с работодателем, выполняли свои профессиональные обязанности наравне со своими зрячими коллегами. Стоит отметить, что показатели производительности труда слепых были достаточно высоки.

Он также подчеркнул, что обучение инвалидов по зрению проходит эффективно, если складываются позитивные взаимоотношения инвалида с его сокурсниками. Конечно, многое зависит от самого инвалида. Мотивированный человек должен обладать хорошим уровнем знаний и искать возможность быть полезным для своих сокурсников, коллег. На этой базе могут устанавливаться отношения, основанные на взаимоуважении и взаимопомощи, без чего вообще трудно себе представить благополучное завершение обучения и дальнейшее трудоустройство.

Кроме того, очень важно на протяжении всего процесса обучения инвалида вести переговоры с работодателем , на предприятии которого будет трудоустроен инвалид, а также обеспечить сопровождение первых месяцев работы инвалида уже на рабочем месте.

Ирина Карапитянс резюмировала выступление Сергея Ваньшина, выделив основные моменты, которые нужно учитывать при реализации идеи инклюзии:

  1. Создание инклюзивной среды должно начинаться уже со школы, с посещения дней открытых дверей в университетах. На этих мероприятиях будущие студенты, люди с инвалидностью, должны получить исчерпывающую информацию о том, как они смогут реализовать свое право на получение профессионального образования.
  2. Непрерывность инклюзии. Здесь важно договориться с работодателями о возможности прохождения практики студентов-инвалидов в процессе обучения.

Следующий докладчик круглого стола затронул проблемы людей с нарушениями слуха. Слово взял Александр Васильевич Иванов, руководитель отдела реабилитации Всероссийского общества глухих.

Он подчеркнул, что ВОГ постоянно уделяет внимание подготовке людей с нарушением слуха. Это касается начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, ВОГ также занимается вопросами трудоустройства. Что касается высшего профессионального образования, то еще в 30-е годы прошлого века в России создавались группы глухих студентов, которые в сопровождении переводчиков жестового языка получали специальности и в дальнейшем успешно работали на крупных промышленных предприятиях , например, на Уралмаше, на заводе им. Лихачева. Исторически Так сложилось, что на крупных предприятиях работали группы глухих специалистов (30 — 50 человек), которые с помощью переводчика жестового языка осуществляли свои профессиональные обязанности.

Сегодня в двухстах пятидесяти вузах на 32 специальностях обучается 1162 глухих. Это большая цифра, так как ежегодно специализированные школы выпускают около 200-300 выпускников с нарушениями слуха. Но для того, чтобы глухие могли получать высшее профессиональное образование, нужно создавать условия. В ст. 75 закона об образовании прописано, что инвалиды должны получать все условия доступности образования. Также в законе указано, что для глухих создаются условия в качестве сопровождения переводчика жестового языка.

Вопросы подготовки таких переводчиков и наличие их в учебных заведениях по-прежнему остаются открытыми. Чтобы образовательный процесс группы глухих осуществлялся на должном уровне, достаточно одного-двух переводчиков жестового языка. При ограниченности технических средств реабилитации глухих, переводчик – самый оптимальный способ успешного обучения. Но, к сожалению, таких специалистов не хватает.

Даже в США лишь 34 из 262 университетов имеют свой штат переводчиков жестового языка. В остальных случаях переводчики привлекаются, но не на постоянной основе. Поэтому ВОГ считает, что нужно вводить практику формирования в университетах, где обучаются глухие, собственного штата переводчиков жестового языка, как например в МГТУ им. Баумана.

Как отметил Александр Иванов, за рубежом переводчики жестового языка сменяют друг друга через каждые 15 минут, так как это колоссальный труд. В России у таких специалистов при высокой нагрузке из-за нехватки кадров нет никаких льгот, они вообще рассматриваются как вспомогательный персонал. Поэтому нужно внимательнее относиться к переводчикам жестового языка, чаще их привлекать и создавать для них приемлемые условия труда, ведь от качества их работы зависит обучение глухих. Также нужно уделить внимание квалификации таких переводчиков. Все-таки перевод лекции в университете- это не перевод бытового языка, поэтому переводчик в ВУЗе должен иметь 2-ую категорию и не ниже (самая высокая – 1-ая категория).

По данным ВОГ, сегодня в России существует несколько вузов, занимающихся подготовкой глухих специалистов. Это Российский государственный педагогический университет, Российский государственный институт физической культуры и спорта, Российский государственный социальный университет, МГТУ им. Баумана и др. В основном, это университеты средней полосы России. В Сибири и на Дальнем востоке таких крупных вузов практически нет, только на базе Новосибирского государственного технического университета сегодня ведется обучение глухих студентов.

После выступления докладчика Ирина Карапитянс обратила внимание на то, что вузам сегодня сложно найти специалистов, которые бы на должном уровне выполняли функции учебно-вспомогательного персонала. Из этой ситуации один выход – обучить своих преподавателей и студентов. Поэтому в рамках программы РУНЦ, возможно, вузам будут предложены курсы переводчиков жестового языка.

Далее на круглом столе выступил Юрий Николаевич Баусов, советник ректора МГППУ по вопросам инклюзивного образования, член рабочей экспертной группы Министерства транспорта по развитию образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

По его словам, для многих вузов на сегодняшний день остро стоит вопрос по адаптации образовательных программ (как профильных, так и общеобразовательных) для обучения людей с инвалидностью.

По мнению Юрия Баусова, разработка и корректировка профильных программ- это, конечно, прерогатива вузов. Во-первых, нужно привлекать к работе над программами профессионалов в области транспорта, которые получили инвалидность в силу тех или иных обстоятельств. Во-вторых, нужно привлекать экспертов, специалистов, которых можно найти в общественных организациях инвалидов. В-третьих, нужно привлекать студентов самих вузов, которые непосредственно общаются с инвалидами в процессе обучения.

Что касается общеобразовательных программ, то, чтобы сократить время и возможные издержки, наверное лучше обратиться к тем наработкам, которые на сегодняшний день уже существуют. В частности, на базе МГППУ разработано несколько таких общеобразовательных курсов. Многие из них адаптированы под дистанционное обучение. Эти программы легко впишутся в те направления обучения, которые уже существуют в вузах.

Юрий Баусов также отметил еще один важный момент – это практика. Для того, чтобы специалист вышел качественный, с серьезными компетенциями, чтобы при выходе из университета новоиспеченного специалиста не пришлось снова обучать, практический опыт необходим. В этом отношении будет полезным сотрудничество с общественными организациями инвалидов и другими организациями, работающими в этом направлении.

В заключении программы круглого стола выступил Печерских Евгений Андреевич, руководитель самарской ассоциации «Десница».

Евгений Печерских отметил, что в их организации первоначально проводится работа по определению способностей, талантов, интересов и желаний самого соискателя с инвалидностью в отношении трудоустройства. Потом составляется детальный план рабочего места с учетом пожеланий и возможностей, готовности человека. Практика показала, что до тех пор, пока мы не убедим человека, что он должен искать конкретную работу по конкретной специальности, отвечающую его конкретным желаниям, процесс поиска работы идет малоэффективно.

Понимание того, что поиск работы –тоже работа, прививается нашим соискателям в процессе занятий в нашей организации. Дело в том, что люди с инвалидностью, работающие в условиях открытого рынка труда, работают рядом с людьми без инвалидности. Они трудятся по одному или небольшими группами в тех же условиях ,что и остальные работники. Это создает условия для естественной интеграции.

Но в этих условиях требуется обучение инвалидов прямо на рабочем месте. Поэтому после подбора подходящего рабочего места, непосредственно на этом рабочем месте и происходит обучение соискателя.

Докладчик также подчеркнул, что помощь в адаптации, поддержка инвалида на его рабочем месте в течение длительного времени тоже очень важна. Такая поддержка должна осуществляться с помощью куратора или наставника внутри самого предприятия, где трудится инвалид. К сожалению, такой наставнической поддержки у нас пока нет. Поэтому мы планируем развивать идею наставничества.

Ассоциация «Десница» за годы своей работы сформировала базу данных из числа соискателей и работодателей. Также при поддержке ассоциации проводятся регулярные консультации соискателей с инвалидностью по вопросам трудоустройства.

Большое значение играет установка партнерских отношений с государственными структурами. В частности, в настоящее время ассоциация установила контакт с руководством Департамента развития предпринимательства, экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Кроме того, подписаны соглашения с Министерством труда и миграционной политики Самарской области по вопросам занятости инвалидов.

Помимо просветительской деятельности, нужно поощрять работодателей, готовых принимать на работу специалистов с инвалидностью, а также создавать доступную среду для инвалидов на производстве и в местах их проживания.

На этом выступлении завершилось обсуждение проблем инклюзивного образования. Региональные и московские участники мероприятия постарались затронуть различные аспекты, связанные с формированием доступности объектов и образовательных услуг для людей с инвалидностью в условиях высших учебных заведений и выразили пожелание продолжать совместную работу в этом направлении.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.