Я могу — они не готовы

В начале марта мне встретилась информация о проекте «Я могу», организованном в рамках благотворительной программы ToDoGood. Проект двухгодичный, состоит из четырёх модулей и рассчитан на три уязвимых группы населения: людей с инвалидностью; женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; людей старшего возраста (55 плюс).

Модули следующие:

  • «Ориентация», где мы узнаём о техниках эффективной коммуникации, обучения, о тайм-менеджменте.
  • «Трансформация»: здесь всё, связанное с мотивацией, целеполаганием, в общем, психологический модуль, как бы я его определила.
  • Третий модуль – собственно, профессиональная переподготовка, получение новой цифровой профессии. Этих профессий, направлений пять:
    ✍ Копирайтинг;
    📢 СММ, интернет-маркетинг;
    🗃 Анализ данных (data science);
    💰 Финансовый анализ;
    🖥 Тестирование сайтов и приложений.
  • Четвёртый модуль – карьерный. На нём учат правильно составлять резюме и сопроводительное письмо, помогают подготовиться к собеседованию, дают рекомендации по поиску работы.

Ознакомившись с информацией на сайте благотворительной программы и посетив несколько эфиров с её руководителями, а также кураторами и наставниками направления для людей с инвалидностью, я поняла, что буду поступать.

Интересовал меня только третий модуль. С мотивацией, целеполаганием, умением учиться и прочими «мягкими» навыками у меня всё в порядке. Однако без первых двух модулей никак: правила есть правила.

Я выбрала SMM, но и на специальность «Тестировщик» поглядывала с интересом.

Я зарегистрировалась на сайте и заполнила подробную анкету. Нужно было ответить на 34 вопроса: о своём образовании, опыте трудоустройства, особенностях ограничений по здоровью (форме инвалидности). Также требовалось составить мотивационное письмо с рассказом, почему выбрала этот проект, какую специальность хотела бы получить, какую пользу обучение могло бы мне принести.

Всё заполнила, отправила. Через пару дней приходит ответ: я принята!

10 апреля началось обучение.

Здесь важно отметить, что все модули, кроме третьего, проходят на базе самой площадки «Я могу», а вот профподготовку предоставляют образовательные партнёры ToDoGood — МГИМО (в случае с СММ и копирайтингом), а по трём другим направлениям — «Школа Сбербанка» и «Сбер-21».

После успешного прохождения всех модулей, кроме, опять же, третьего, выдаётся электронный сертификат. Ценность он представляет лишь для самого учащегося: выложить в соцсети, погордиться собой.

А вот по окончании курсов повышения квалификации (третий модуль) выдаётся диплом государственного образца.

«Здорово, – размечталась я, – получу самый настоящий диплом МГИМО, стану лучше разбираться во всём, что касается рекламы и продвижения в интернете: поиск целевой аудитории и взаимодействие с ней, сторителлинг, методы продвижения в разных социальных сетях…»

До старта обучения я спрашивала кураторов: «Точно ли не возникнет проблем на этапе переподготовки? Не будет ли такого, что образовательные партнёры (в моём случае МГИМО) откажутся принимать полностью незрячего студента?»

Кураторы отвечали примерно следующее, что на платформе от «Я могу» обучение хорошо адаптировано для пользователей программ экранного чтения. Такую же полную доступность образовательные партнёры на своих площадках не гарантируют. Поэтому, переходя на третий модуль, вы берёте учебный процесс под свою ответственность.

Меня подобное предупреждение не остановило. Я считаю себя уверенным пользователем ПК и сенсорных устройств, понимаю, как преодолевать те или иные барьеры доступности, если они хоть в какой-то мере преодолимы.

Ожидая начала обучения, я активно приглашала в проект друзей: по большей части незрячих, но также нескольких человек, передвигающихся на коляске.

И вот, заветный день, 10 апреля, настал. Я присоединилась к нескольким чатам в Telegram, ведь все анонсы, общение с кураторами и сокурсниками происходит именно там.

На направлении для людей с инвалидностью нас собралось около четырёхсот человек. Среди них, по моим прикидкам, человек 30-35 незрячих или с минимальным остаточным зрением.

Нас всех поделили на 7 учебных групп по 50-70 студентов в каждой.

Обучение (просмотр уроков, выполнение домашних заданий) осуществляется на платформе Getcourse.

У приложения Getcourse под IOs с невизуальной доступностью дела обстоят довольно хорошо. Voiceover название иконок-вкладок внизу экрана читает по-английски, поскольку они подписаны некорректно, но это мелочи.

Я сразу разобралась, как взаимодействовать с приложением и сайтом.

Первый модуль — «Ориентация» — длился две недели: 4 урока и, соответственно, 4 домашних задания.

Никаких сложностей не возникало. Информация для меня не новая, разве что узнать о методе ненасильственного общения было интересно. Домашние задания лёгкие. Более того, для их успешного выполнения можно было уроки не смотреть (но я добросовестно смотрела). Задания кураторы проверяли быстро, доступ к новым урокам открывался без задержек.

Помимо уроков с заданиями, для студентов «Я могу» ежедневно проводятся по несколько встреч с кураторами проекта и наставниками учебных групп. Я на такой встрече побывала лишь однажды из-за нехватки времени. К счастью, они не являлись обязательными. Предполагается, что на этих встречах можно завести полезные знакомства и развить навыки общения. Против первого я бы не возражала. Люди в проект пришли очень разносторонние, яркие. Но всё успеть нереально.

1 мая стартовал второй модуль — «Трансформация». Но я на него не пошла. Я приняла решение выйти из проекта.

29 апреля кураторы Направления «Я могу» для людей с инвалидностью и руководители благотворительной программы ToDoGood собрали тотально незрячих и неслышащих учащихся на встрече в Zoom и с сожалением объявили, что образовательные партнёры с этими категориями студентов работать не готовы.

Поток, на который попала я, — второй. Первый стартовал прошлой осенью. Программа, как я писала ранее, двухгодичная. Вероятно, всего будет 4 потока. Курсы в общей сложности длятся 7-8 месяцев.

На первом потоке тоже обучаются незрячие (правда, насколько знаю, в гораздо меньшем количестве).

Кураторы объяснили, что незрячие и неслышащие учащиеся испытывают серьёзные проблемы с доступностью на модуле переподготовки. По их словам, образовательные партнёры пытались адаптировать свои курсы для таких студентов, но не смогли.

Первый поток стал пилотным, шанс получить новую цифровую профессию решили дать всем, но незрячие, со слов кураторов, не справляются.

На встрече я задала в чате такие вопросы:
Неужто не справляются ни на одном из пяти направлений?
Быть может, дело в разном уровне технической грамотности и в разной степени готовности преодолевать барьеры доступности?

Нелегко поверить в то, что все направления одинаково и абсолютно недоступны. Особенно это касается курса по копирайтингу.

Следующий вопрос: в чём именно заключается недоступность? Какие примеры?

Вот что перечислили организаторы встречи:

  • Отсутствие субтитров;
  • Отсутствие надиктовки (аудиоверсии) текстовых материалов;
  • Отсутствие индивидуального сопровождения;
  • Способ обучения без преподавателей, когда учащиеся проверяют работы друг друга;
  • Общение в Telegram, необходимость оперативно обрабатывать большой поток информации, в том числе в мессенджерах.
  • Необходимость программировать.

Не скажу за неслышащих людей, но применительно к незрячим эти обстоятельства не выглядят какими-то непреодолимыми препятствиями.

Если есть тексты, представленные в самом обыкновенном виде, то они доступны для чтения программами экранного доступа, и какая тогда необходимость в аудиоверсии?

Что касается необходимости программировать на курсах для тестировщиков… Ведь не могли же представители образовательных партнёров не знать, что незрячие занимаются и программированием? Да, есть проблемы с доступностью конкретных приложений или некоторых их возможностей, и тем не менее, это не простая, но решаемая задача.

На Zoom-встрече один из учащихся спросил, нельзя ли заранее предоставить тестовый доступ к платформам образовательных партнёров, чтобы каждый сам их изучил и решил, насколько критичны проблемы с доступностью именно для него. Я тоже считаю идею разумной.

На это кураторы ответили, что первому потоку такой доступ предоставлялся, и, если на этапе тестирования и на первых уроках всё шло нормально, с каждым новым уроком задания и требования усложнялись, из-за чего незрячие учащиеся переставали справляться с программой курса.

Вместе с тем, незрячая студентка первого потока Николь Антонова отмечает, что никакого тестового доступа для предварительного знакомства с платформами для обучения не предоставили, хотя об этом просили. Она учится на направлении «копирайтинг» и по поводу доступности учебного процесса для незрячих сообщила, что используется доступная платформа, включая возможность просмотра и перемотки записей видео-уроков.

«Есть текстовые конспекты, что меня очень порадовала и удивило. обычно не допросишься такого у школы. Если дают, то презентации в pdf, и всё. здесь текстовые документы к каждому модулю есть. – отмечает Николь Антонова и добавляет, – просто, не все люди хотят изучать новые для себя программы. всё-таки, чтобы учиться нужен очень хороший уровень пользования компьютером».

Серьёзной проблемой для неё оказались только чаты в Telegram, поделённые на темы. Именно туда приходится, в том числе, и домашние задания сдавать.

«Пришлось потратить много сил и нервов, чтобы самостоятельно с этим разобраться», – заключает она.

Тем не менее, руководители программы решили не допускать незрячих и неслышащих студентов второго потока на модуль профподготовки.

Спасибо, что о неготовности МГИМО, «Сбер-21» и других образовательных партнёров программы «Я могу» брать незрячих студентов объявили хотя бы после первого модуля. Я не успела потратить время на ненужный мне модуль «Трансформация», а с первым модулем управилась быстро.

И снова мы сталкиваемся со знакомой проблемой, когда под людьми с инвалидностью незрячие подразумеваются в последнюю очередь или не подразумеваются вовсе.

Не стану писать в МГИМО, чего-то просить и требовать. Насильно мил не будешь. Как пел Высоцкий: «Я полечу туда, где принимают».
С 4 мая я учусь на платных курсах «Доходный Telegram» Ольги Любимцевой и Максима Романова, и пока всё хорошо. Материала много, занятия проходят в Getcourse, всё общение в Telegram.

При желании, а оно никуда не делось, думаю, выучусь на SMM-специалиста, пусть даже только для себя. Ведь Я Могу!

Позиция программы «Я могу».

В полученном комментарии по данной теме представители программы «Я могу» утверждают следующее:

  • «Третий модуль переквалификации — это один из этапов программы. Отличительной же чертой программы являются модули Ориентации, Трансформация, а также Карьерный модуль, которые по-прежнему доступны всем группам, включая незрячих и неслышащих.
  • Изначально программа не разрабатывалась для незрячих и неслышащих, однако мы приняли некоторое число таких участников. К сожалению, опыт на пилотном потоке показал, что третий модуль переподготовки недостаточно адаптирован по отзывам и самих участников этих групп, и по прогрессу обучения большой части этой аудитории. Поэтому мы приняли непростое решение об отказе в доступе к третьему модулю некоторым из участников.
  • Будем очень рады, если эти участники продолжат обучение на других трёх доступных модулях, пройдут обучение на программе апскиллинга по Деловым коммуникациям и с их помощью смогут прийти к положительным изменениям в жизни».

Кроме того, на официальном сайте программы добавилась такая информация, которую теперь прочтёт любой человек с инвалидностью ещё до поступления: «Обучение на программе «Я могу» не адаптировано для невидящих и неслышащих людей».

Присоединяйтесь к группе «Люди. События. Творчество» «В Контакте» или в WhatsApp.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.