Ираида Латкина: «Не всегда надо вскакивать и что-то делать за незрячего».

Ираида Латкина

Уважаемые слушатели, предлагаю вашему вниманию интервью с реабилитологом Ираидой Латкиной.

Материал из выпуска 165 от 30 января 2020 года.

Маргарита Мельникова:
Пожалуйста, представься, расскажи о себе: Чем занимаешься, где живёшь.

Ираида Латкина:
Ну, что могу о себе сказать: живу я в Санкт-Петербурге. С 2003 года работаю в центре реабилитации инвалидов по зрению. Сначала преподавала приготовление пищи, потом доверили весь блок домоводства и самообслуживания. Потом наступил период, когда национальное и профессиональное выгорание пришло. Тяжело стало, захотелось как-то изменить своё направление. И я ушла из центра реабилитации. Перешла в районный центр, работала с детишками. Вначале психологом, потом с пожилыми людьми — преподавала компьютерную грамотность. Потом я вернулась в центр реабилитации инвалидов по зрению. Новый директор центра пригласил для того, чтобы преподавать компьютер. Но, когда пришла, он предложил написать программу по сенсорным устройствам и преподавать эти самые сенсорные устройства всем незрячим пользователям.

Маргарита Мельникова:
То есть сейчас твоя работа заключается именно в том, что ты преподаёшь сенсорные устройства: Как «айфоны», так и на базе «андроида»? А ориентированием в пространстве занимаешься с учениками?

Ираида Латкина:
Ориентированием в пространстве я занималась с 2012 по 2014-й год. Когда в районный центр приходили инвалиды, в том числе и по зрению, были такие запросы. То есть, в районном центре реабилитации, где на реабилитацию приходят люди со всеми заболеваниями. Либо им надо научиться готовить, либо надо научиться ходить. Этим тоже занималась.

Маргарита Мельникова:
А как ты считаешь из своего опыта и, возможно, из опыта других людей, других реабилитологов: насколько важно, чтобы инструктор по ориентированию был незрячим? Или он должен быть предпочтительно зрячий? Или лучше, чтобы была пара — зрячий плюс незрячий?

Ираида Латкина:
Я считаю, что должна быть пара — незрячий плюс слабовидящий, потому что, на мой взгляд, зрячий человек не может предусмотреть все те нюансы, которые встречаются на пути. Тут надо представить себя на месте человека, которого ты обучаешь. И мало знать теорию. То есть, теория — это хорошо, но должна быть практика.

Маргарита Мельникова:
Какая схема, на твой взгляд, предпочтительнее: Когда в каждом областном центре, в каждом крупном городе есть центр реабилитации для инвалидов по зрению, где людей обучают ориентироваться в пространстве, либо достаточно двух-трёх крупных центров по всей стране? Я иногда слышу такие аргументы:
«Зачем мне ехать в Бийск, в Волоколамск, ведь я, приехав к себе домой, всё равно буду вынужден учить другие маршруты. Я всё равно буду вынужден привыкать ориентироваться у себя».
На сколько эти аргументы корректны?

Ираида Латкина:
Я считаю, что аргументы корректные. Одно дело, когда мы учимся реабилитироваться где-то в чужом пространстве, и когда ты непосредственно в своих условиях ориентируешься. Я считаю, что в каждом городе должен быть реабилитационный центр. И сейчас они есть практически во всех городах. Центры, в которых не только инвалиды по зрению, но и чтобы в этом центре были один-два педагога, которые смогли бы заниматься именно с незрячими людьми точно также, как я этим занималась с 12 по 16 год.

Маргарита Мельникова:
Да, но ведь есть, с другой стороны, противоположный аргумент: люди говорят:
«Мы съездили в центр реабилитации в Бийск, Волоколамск, и так далее. Нас там обучили навыкам владения тростью, обучили бытовым навыкам, и эти навыки можно перенести на другие города, на другие местности». Что ты об этом думаешь?

Ираида Латкина:
Ну да, мы какие-то технические навыки получаем, но, когда приезжаешь по своему месту жительства, ты попадаешь в совершенно другие условия. И потом, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, когда незрячие люди приезжают из этого реабилитационного центра, по факту их запирают дома в четырёх стенах, и они не могут выйти, им не разрешают что-либо делать. Даже у нас это очень часто бывает, когда человек пришёл, два с половиной месяца мы его учим ходить, готовить… Буквально года через два-три он приходит снова на реабилитацию и всё начинаем как с чистого листа, потому что он говорит:
«Пришёл домой, родители не выпускают из дому».
Так вот, тут ещё надо работать и с родителями, с родственниками.

Маргарита Мельникова:
А как это делать? И кто должен этим заниматься?

Ираида Латкина:
Допустим, я вижу, что человек, которого я обучала домашнему хозяйству, через два — три года приходит, не знает как чистить картошку. Первое — знакомишься с его родственниками. Понятно, что такого человека одного к нам на реабилитацию не отпустят. Конечно, его мама или папа приведёт. Можно поговорить, как-то побеседовать с этим родственником. Просто объяснить, а там уже дальше мы не можем перепрыгнуть и заставить, чтобы этот зрячий родственник всё-таки послушался нас. Как-то надо его сподвигнуть.

Маргарита Мельникова:
Но и сам реабилитант должен обладать твёрдой волей, какой-то настойчивостью. Это ведь обязательно тоже.

Ираида Латкина:
В первую очередь, конечно, он должен сам хотеть этого. Есть некоторые люди, которые не видят смысла в том, зачем им выходить. Есть у нас и позитивные, хорошие примеры: 1 молодой человек, его мама привела за ручку. Мама чуть ли не переобувала его, не переодевала. И, в конце концов, сейчас он уехал в другой город, живёт с девушкой. У них семья. Есть и такие случаи.

Маргарита Мельникова:
Как ты думаешь, личный пример самого реабилитолога как-то помогает в этом случае? Взять ту же историю, когда к тебе привели человека, которого мама переобувает, переодевает, но ведь та же самая мама видит тебя незрячую в деле: как ты сама передвигаешься, как ты пользуешься различными предметами. Это как-то влияет на зрячих родственников?

Ираида Латкина:
Безусловно, влияет, потому что очень часто слышу слова:
«А вы совсем не видите?»
Я говорю: «Да, совсем не вижу».
«А как же вы на работу приходите? Я смотрю и не поверила даже!»
Я думаю, что это влияет, когда ты посмотришь… И даже была такая ситуация, когда на занятии в группе, где было 3 человека плюс мама одного ребёнка, и мама в какой-то ситуации подбежала и хотела сделать всё за нас. Я говорю: «Нет, спасибо. Вы присаживайтесь или я вообще попрошу вас выйти из кабинета».
И потом, в конце курса, мама всё-таки сказала:
«Я вам очень благодарна!»
Поняла, что не всегда надо вскакивать и что-то делать за незрячего.

Маргарита Мельникова:
Давай теперь про твою работу поговорим как преподавателя сенсорных устройств. Какие трудности и какие радости, с каким контингентом приходится работать, например, возраст, какие-то ещё другие характеристики, которые кажутся тебе значимыми? И, может быть, какая-то самая яркая история успеха за этот 2019-й год!

Ираида Латкина:
Самый старший ученик, который у меня был, 86 лет, самый младший — молодой человек — ему было 19. Это люди совершенно различные, чаще это, конечно, пожилые, у которых уже и память не та, и страх к изучению. Страх к тому, чтобы посмотреть, взять в руки аппарат. Чаще всего они приходят и приносят коробочку. Вот как им дали в их местной организации аппарат, они так мне эту коробочку принесли. «Я не трогал, я даже не знаю, что там есть». И вот, открываем эту упаковочку, распаковываем и идём последовательно дальше. Несколько человек у меня было инвалидов с комплексным заболеванием, то есть у одного зрения не было и снижен слух, у второго очень снижено зрение и слух практически на нуле. С такими людьми однозначно надо заниматься индивидуально. И несколько человек у меня были с ментальными отклонениями. И мы тоже занимались индивидуально. И, кстати, в ноябре — декабре у меня была такая девочка. И довольно-таки хорошо она вперёд прошла. В конце концов, я её даже после нескольких занятий посадила в общую группу с двумя пожилыми ученицами. А самый яркий такой случай — был у меня бывший генерал. Ему 82 года. Пришёл он с седьмым айфоном. Долго, долго у него ничего не получалось, долго он боялся выполнять какие-то действия. Под моим руководством всё понятно, всё делает. Приходит домой, из дома на следующее занятие: «Я что-то не то сделал, у меня не получается! С Вами у меня получается всё!»
Забывает он всё на следующее занятие, что было сказано на предыдущем. И, в конце концов, он говорит:
«Наверное, я подарю внуку этот телефон и не буду дальше». Я ему говорю:
«Генералы так просто сдаются? »
Он задумался, замолчал. Чувствую, видимо, в неловкое положение человека поставила. И, в конце концов, я ему говорю:
«А давайте мы так будем: Раз вы забываете, давайте мы будем выполнять все действия через голосового ассистента».
Вот с голосовым ассистентом он прекрасно научился. Голосовой ассистент и звонил всем, и он вспомнил свой командный голос, и в итоге он на своём каком-то уровне то, что ему нужно было, освоил. А нужно было ему слушать книжки, позвонить, принять звонок, найти какую-то информацию на Youtube и вот с этим со всем он справился.

Маргарита Мельникова:
А сейчас какие смартфоны выдают на базе Android? Ты говоришь, что с коробочками, со смартфонами уже выданными приходят к тебе ученики.

Ираида Латкина:
В этом году приходили, приносили Xiaomi Redmi 6 и j4.

Маргарита Мельникова:
И насколько хороши аппараты?

Ираида Латкина:
Samsung J4 мне понравился. Кнопка «Домой» там есть, в основном-то пожилые люди хотят, чтобы аппарат не был большой. Ну, а сейчас, в общем-то, маленький аппарат найти сложновато. По крайней мере, j4 — это не самый плохой аппарат. А вот к Xiaomi Redmi 6 надо привыкнуть… нормально, можно работать.

Маргарита Мельникова:
А какие запросы, в основном? Ты уже перечислила, что звонить, слушать книжки — чему ещё хотят люди научиться?

Ираида Латкина:
В основном, да, все хотят слушать книги, слушать музыку. Соцсетей старшее поколение как-то не очень, бояться. В основном, найти какую-то информацию в интернете, очень большим спросом пользуется Moovit. Как правило, все хотят его. Сейчас хорошее приложение Bustime. Это приложение, которое оповещает о подходе автобуса на остановку. И ещё людям очень интересны различные распознавалки, типа ENVision, Eye-D. И бесплатное распознавание «Алиса» от yandex.

Маргарита Мельникова:
А бывало такое, что человек отходил к тебе на одно-два занятия, а потом внезапно исчез. Через месяц звонит и говорит:
«А я сам всё освоил!»

Ираида Латкина:
Нет, таких, к сожалению или к счастью, не было. Скорее, есть те люди, которые приходят и говорят, что им не надо записываться на весь курс. Их только надо направить в нужное русло, подсказать им некоторые нюансы и, в общем-то, после двух — трёх консультационных занятий они просто уходили и потом радовали меня тем, что самостоятельно освоили даже WhatsApp. Позвонят или в whatsApp запишут голосовое сообщение. Они теперь просто, если возникают какие-то вопросы, пишут в WhatsApp.

Маргарита Мельникова:
Сколько всего занятий в курсе?

Ираида Латкина:
Вообще, программа рассчитана на 72 часа. Это 8 недель. 3 раза в неделю по 3 часа проходят занятия.

Маргарита Мельникова:
В основном, группами по трое, получается?

Ираида Латкина:
Да, в основном, группа по трое. В программе я указала, что не более трёх человек. Если какие-то сложные ситуации, тогда это индивидуальное занятие. Но оно не очень приветствуется руководством, потому что «свыше» нам спускается план и по этому плану мы должны определённое количество людей в год обучить.

Маргарита Мельникова:
Теперь хочу поговорить о твоём канале в telegram. Расскажи, пожалуйста, как появилась идея его создать, что сподвигло?

Ираида Латкина:
Идея возникла ещё, наверное, в 17-м году. Но она лежала долго в дальнем ящике. И идея в чём заключалась? Мы общаемся в соцсетях, варимся в собственном соку. Мы сами свои проблемы обсуждаем, но дальше этого дело никуда не выходит. А мне хотелось бы, чтобы с нашей жизнью были знакомы обычные люди: что мы такие же, что у нас те же самые проблемы, и отличие только в одном, что мы не можем визуально увидеть окружающий мир. Это моя отдушина. В общем-то, я больше люблю писать, чем говорить. У меня лучше получается писать, чем говорить. И поэтому я решила первый пост написать то, что было в душе, внутри.

Маргарита Мельникова:
А сейчас сколько подписчиков? Где-то чуть больше 90?

Ираида Латкина:
Да, 98 подписчиков.

Маргарита Мельникова:
Но ведь этот канал создан в социальной сети Telegram. Как ты ведёшь свой канал, как тебе удаётся туда постить? Что ты используешь: телефон или компьютер? Какие есть технические тонкости?

Ираида Латкина:
В Telegram на Android-устройствах с доступностью всё на сто процентов хорошо. С доступностью на iOS намного хуже, но у меня на iOS-устройстве есть как официальное приложение telegram, так и приложение Bright Guide. Я обычно пишу в «заметках», пишу с айфона. У меня есть клавиатура. Я с её помощью написала, скопировала этот текст и вставила в Bright Guide. Можно вставить в Bright Guide, можно вставить в официальное приложение telegram. То есть для публикации текстов официальный telegram доступен. Единственное, в чём плох официальный клиент Telegram, мы не можем отследить, сколько непрочитанных сообщений в каком-либо канале. И для начинающего пользователя тяжело будет проскролить, прокрутить ленту, чтобы прийти к какому-либо сообщению, выбранному тобой. Вот это сложно сделать. Но это всё можно сделать в приложении Bright Guide. Сейчас на Windows 10 я установила на компьютер Unigram. По крайней мере, написать пост и отправить в канал там можно спокойно.

Маргарита Мельникова:
Я знаю, что ты в своём канале делишься поэтическим творчеством. А ещё какие темы освещаешь? Понятно, ты говоришь о жизни незрячих, всё, что наболело. Ну вот, например, чтобы заинтересовать новую аудиторию, тех людей, которые с нашего журнала придут.

Ираида Латкина:
Я отправляла пост в «Типичный незрячий» о своей жизни и его же опубликовала в своём канале. Допустим, была ситуация очень неприятная с социальным такси. Я тоже написала об этом.

Маргарита Мельникова:
Ну ты ведь ещё, кроме ведения своего канала в Telegram, я знаю, что администрируешь группы в WhatsApp. Расскажи, пожалуйста, про это: Что за группы, как стала этим заниматься и для чего тебе всё это?

Ираида Латкина:
Первое моё знакомство с WhatsApp произошло ещё в 14-м году. На тот момент была создана группа в WhatsApp, называется она «Позитивчик». Она до сих пор жива, уже своё шестилетие отметила. Я вступила в эту группу, потом узнала, что стали появляться новые. Я решила создать группу «Психологическое кафе», потому что до этого была рассылка, дискуссионный лист «Психологическое кафе». Но как-то не было много желающих общаться в этой группе. И думаю: «Дай-ка посмотрим, что будет в whatsApp». Далее, общаясь в «Позитивчике», люди стали предлагать:
«Давайте мы создадим группу, где смогли бы общаться между собой любители читать, обмениваться прочитанной литературой, советовать друг другу книги?» И я тогда создала группу, которая называется «Читаем и делимся». И в 16-м году мне Сергей Пестов предложил администрировать вместе с ним группу «Технологии вокруг». Так я оказалась в проекте «Технологии вокруг». И, находясь в группе в WhatsApp «Позитивчик», делая первые шаги, когда стали возникать другие группы, Виктор из Эстонии предложил создать список групп в WhatsApp для того, чтобы можно было его распространять в дискуссионных листах, в наших рассылках. Я написала этот список, Виктор его распространял. Потом это как-то пошло у нас дальше. Группы всё растут и растут, прибавляются, список постоянно изменяется. И я, чтобы не выкладывать этот список постоянно на каких-то облачных хранилищах, решила опубликовать этот список групп в WhatsApp в своём блоге на WordPress. С этого и начались первые шаги в создании «ТифлоМира» на WordPress.

Маргарита Мельникова:
«ТифлоМир» ты даже представляла в Нижнем Новгороде в «Камерате». А сейчас каково состояние проекта? Что это сейчас?

Ираида Латкина:
Да, я представляла этот проект в Нижнем Новгороде. Он растёт, развивается. Начинался проект только из групп в WhatsApp. Далее мы решили, чтобы в одном месте были собраны какие-то вещи, которые будут полезны для любого незрячего. То есть, в первую очередь, когда мы создавали этот проект, этот сайт на WordPress, наше желание было помочь тем, кто потерял зрение и не знает, с чего начать, куда прийти, где получить помощь, где ему смогут помочь в получении информации. И поэтому со временем мы добавили туда и все рассылки, дискуссионные листы, которые есть для незрячих, Youtube-каналы, сообщества во «Вконтакте». В дальнейшем появились группы и каналы в Telegram. И сейчас наш проект «Технологии вокруг», кроме того, что есть группа в WhatsApp, канал TechnomixNews в Telegram, там мы технические вопросы и новинки печатаем. И есть чат «Технологии вокруг» в Telegram. Кроме этого, мы собираем в ознакомительных целях весь материал, весь софт, который будет полезен для незрячих пользователей. Это всё у нас на «Яндекс.диске».

Маргарита Мельникова:
Теперь поговорим про твои хобби прошлые и нынешние. Я в одном из твоих постов прочитала, что ты занимаешься скандинавской ходьбой. Как это всё происходило, если сейчас уже не происходит, как ты выбирала местность, где ходить?

Ираида Латкина:
Я вообще человек увлекающийся и всё, что появляется новое, меня интересует. Также случилось и со скандинавской ходьбой. Я услышала, увидела, что такое есть, и мне надо тоже. Мне первое, что дочь говорит:
«Мам, зачем тебе палочки скандинавские? У тебя есть трость. Бери вторую трость».
Я говорю:
«Нет, это не то».
Идём, покупаем, выбираем эти скандинавские палочки, и вперёд. Я жила рядом со школой, а в любой школе есть какое-то поле, есть спортивная площадка. И часто ходила просто прогуливаться. Я очень люблю гулять, очень люблю ходить, поэтому, когда ты пройдёшь 1, 2, 5 раз по одному и тому же маршруту, даже не видя, ты уже чувствуешь это пространство, ты уже понимаешь, сколько шагов и куда идти. Берёшь скандинавские палки, трость складываешь, иначе она будет мешать, и таким образом стометровый отрезок как раз и стал стартовой площадкой для занятия скандинавской ходьбой. Больше года я живу по другому месту жительства, и здесь такого участка, к сожалению, нет.

Маргарита Мельникова:
А сейчас у тебя какие ещё хобби: Прогулки, как я понимаю, «Тифломир», канал. А ещё чем-то увлекаешься?

Ираида Латкина:
Я очень долгое время увлекалась рукоделием, но сейчас на него совершенно нет времени. И всё то, что когда-то сделала из бисера: у меня были бусы с бисером, браслетики, цветочки — всё раздарила. Теперь это уже пройденный этап. Но одно большое увлечение, кроме этого, — я очень люблю готовить. Наверное, потому что любила и люблю готовить, меня в своё время и взяли преподавать приготовление пищи.

Маргарита Мельникова:
Быть может, поделишься с нашими слушателями каким-нибудь коротеньким оригинальным рецептом, который тебе сейчас в голову приходит?

Ираида Латкина:
В нашей компании есть такой человек, который совсем не ест мяса. Значит, должен быть какой-то такой салат без мясных продуктов. Уже попробовала, мне понравился. Это свекольный салат. Мы берём свёклу, измельчаем её мелкими кубиками, тоже мелкими кубиками сыр, отварное яйцо, и измельчаем грецкие орехи. Это всё я заправляю майонезом. Вот такой коротенький, необычный рецептик. Мне понравился.

Маргарита Мельникова:
Я благодарю Ираиду Латкину за участие в интервью.
Беседу вела Маргарита Мельникова для аудиожурнала «Люди. События. Творчество».

***

Получайте уведомления о новых выпусках в WhatsApp или по email.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.