Dislife. Доступ ограничен

Логотип Dislife

Нередко при создании онлайн-сервисов, предназначенных для людей с инвалидностью, забывают позаботиться об их доступности для инвалидов с глубоким нарушением зрения, пользующихся интернетом благодаря программам чтения с экрана.

Если говорить конкретно о российских сайтах, целевой аудиторией которых по замыслу их создателей являются люди с инвалидностью, первыми о комфорте пребывания незрячих пользователей на просторах своего ресурса задумались разработчики сайта disability.ru. Этот сайт существует более десяти лет. Я в разное время являлась его активным посетителем. На портале удобная регистрация, также удобно оставлять анкету в разделе «Знакомства», есть внятный поиск вакансий в разделе «Работа», а в чате реализован функционал для незрячих. Да-да, именно для незрячих. Я лично оценила удобство пользования чатом ещё в 2009 году.

Очень неплохо в плане доступности обстоят дела и у сайта Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива». «»Перспектива» довольно часто проводит полезные вебинары (онлайн-семинары), и платформой, на которой эти вебинары проходят, незрячий человек может спокойно пользоваться. Я не раз участвовала в онлайн-семинарах от «Перспективы», и это было не просто пассивное слушание, а полноценный интерактив — я могла писать вопросы в общий чат, читать то, что пишут другие участники.

Но есть специализированный портал, создатели которого, похоже, до сих пор не знают, что полностью незрячие люди могут, вооружившись программой чтения с экрана и синтезатором речи, пользоваться интернетом; а чтобы пользование сайтом было комфортным, достаточно соблюдать несколько простых правил:

  1. Все управляющие элементы (кнопки, флажки и прочее) должны быть доступны с клавиатуры (без необходимости использовать мышь).
  2. Графические кнопки должны быть подписаны, например, с помощью тега label.
  3. Отсутствие графической капчи. Чтобы отсеять именно ботов, а не незрячих пользователей вместе с ними, лучше использовать словесные логические вопросы.
  4. Просто, корректный html-код, в котором элементы являются тем, чем они являются: кнопки — кнопками, заголовки — заголовками и так далее. Для этого есть соответствующие теги, а кроме того, есть альтернатива в виде соответствующих значений атрибута role, например: button для кнопок.

Есть ещё несколько моментов, которые встречаются значительно реже. Самый простой и надёжный способ: привлечь к процессу создания и тестирования сайта опытных пользователей программ чтения с экрана.

Но вернёмся непосредственно к сайту dislife.ru.

Собственно, даже оставить комментарий под новостью на этом сайте — проблема. Комментарий пишется, но вот отправляться — без мышки никак не отправляется.

Помимо новостных статей на социальную тематику, на сайте есть сервисы для поиска работы, знакомств или для поиска волонтёра. Очевидно, что эти сервисы представляют интерес и для инвалидов по зрению, вот только воспользоваться ими оказывается не так-то просто.

Для взаимодействия с ними нужна регистрация. Что же, находим в начале страницы ссылку «Вход», жмём на неё, и тишина. Казалось бы, ничего не происходит, тут для неопытного незрячего пользователя знакомство с этим, по уверению его руководителей, «первым, главным и, вообще, самым, самым» инвалидным сайтом бы и закончилось, но мы ведь не пальцем деланы… а если хорошенько поискать, то внизу обнаружится появившийся диалог, где предлагается зарегистрироваться либо войти через… а дальше: список из неподписанных ссылок, только на одной из них — одинокая буква «Я». К чему она там?

Над этим непонятным есть вполне ясная ссылка «Регистрация», жмём на неё и пытаемся заполнить форму. Вот только завершить регистрацию оказывается невозможно из-за пункта «Я принимаю пользовательское соглашение». Программа чтения с экрана (при тестировании здесь и далее использовалась одна из наиболее распространённых: NVDA), что в браузере Firefox, что в Google.Chrome воспринимает этот пункт не как флажок, что было бы логично, а как обычный текст. И хоть жми на нём enter, хоть «пробел», хоть в шаманский бубен постучи, но неизбежный итог попытки самостоятельно зарегистрироваться — сообщение об ошибке и необходимости каким-то неведомым образом принять пользовательское соглашение.

Если снова с самого начала попробовать зарегистрироваться и проявить находчивость, то есть догадаться пройтись по странным ссылкам под надписью «Войти или зарегистрироваться через» с помощью клавиши tab, выясняется, что это ссылки с названиями соцсетей, имея профиль в любой из которых можно тоже зарегистрироваться на «Дислайфе». Кстати, буква «Я», оказывается, означала «Яндекс».

Примечательно, что входя через соцсети, никакого принятия пользовательского соглашения не требуется совсем.

Ямы и ухабы встречаются и при заполнении анкеты в разделе «Знакомство»: сложно выбрать город и страну из списка, есть проблемы с загрузкой фотографии профиля. Относительно удобен процесс подачи резюме, правда, здесь загвоздка другого рода.

Чуть более года назад я в поисках дополнительной работы отправила на сайт Dislife своё резюме. Всё заполнила, даже отправила скан справки об инвалидности, как требовалось. Сайт выдал вежливое сообщение «Наш менеджер Вам позвонит!» Однако, звонка я так и не дождалась.

Чуть более положительный опыт был у моей незрячей знакомой — Екатерины Шевичевой, которая также принимала участие в тестировании сервисов dislife. Ей позвонили, пригласили на предварительное интервью, провели с ней очень обстоятельную беседу, но никакой работы, помимо «Галереи в темноте» ей, человеку зрелому, с обширными знаниями и опытом работы в сфере управления, рекламы, психологии, журналистики, предложить не сумели.

Теперь же мы и вовсе не смогли обнаружить на «Дислайфе» этот ранее разрекламированный сервис поиска работы.

Тем не менее, Очень лестно Екатерина отзывается о другом сервисе портала «Дислайф», а именно об услуге юридической консультации.

«…Менеджер портала помог мне заполнить заявку на консультацию, и уже через два дня, что удивительно, то было воскресенье, мне позвонил юрист. Причём, сначала позвонил более молодой специалист. Когда я изложила ему суть своей проблемы, он ответил, что не обладает компетенцией в данной области и потому переведёт мой запрос на более опытного коллегу. Буквально через несколько часов со мной связался другой специалист, обстоятельно ответивший на все вопросы. Я ещё никогда не получала такой толковой, подробной консультации», — отметила Екатерина Шевичева.

Совсем иная история как у меня, так и у Екатерины вышла с сервисом «Дислайф-Волонтёр», который также можно обнаружить под названием «Люди помогают».

Я тестировала данный сервис этой весной. Я не искала волонтёра на конкретную дату; мой запрос был «Нужна девушка-волонтёр для разовой прогулки по городу в районе, удобном для откликнувшейся».

Тем не менее, было необходимо зачем-то указать адрес. Основная сложность в том, что адрес нужно было указывать на карте. Как это выполнить без зрения, опять же, не ясно!

Какими-то окольными путями мне удалось вписать адрес и телефон в форму заявки. Я была уверена, что мои контактные данные будут видны лишь тому волонтёру, которого я сама выберу, с кем договорюсь о сотрудничестве. Однако адреса авторов заявок были в открытом доступе. Разумеется, заявку с сайта я немедленно удалила.

В прочем, на момент создания этого материала проблема с бесконтрольным доступом к данным авторов заявок решена: отображается информация включительно до улицы, но без номера дома, что вполне разумно. А вот сам процесс создания заявки без помощи зрения по-прежнему вызывает большие затруднения.

Екатерина Шевичева обратилась к этому сервису в конце ноября. Она искала волонтёра для совместного похода в театр. Самостоятельно подать заявку Катя не смогла; ей пришлось просить менеджера портала о помощи.

«…Мы с менеджером составили заявку. Но когда мой видящий знакомый зашёл на «Дислайф», никакой заявки там не было! Я не стала дальше разбираться, решила подождать. И вот, мне звонит мужчина с южным акцентом. Я сильно удивилась: полагала, что на заявку от женщины тоже откликнется женщина! Конечно, от услуг этого волонтёра я вежливо отказалась, сославшись на то, что уже нашла сопровождающего. Через некоторое время мне звонит менеджер и спрашивает, почему я отказалась. Я объясняю: мне нужна девушка-волонтёр! На что менеджер говорит: «Так и надо было в заявке указывать!» Но ведь никакой инструкции по составлению заявки я не нашла! Больше никто не откликнулся, и я удалила заявку с сайта», — рассказала Екатерина.

Я, автор данной статьи, не раз пыталась установить контакт с руководителями портала «Дислайф». Особенно активно стремилась к переговорам около трёх лет назад, когда проводился редизайн. Более того, меня пообещали включить в группу экспертов, занимающихся тестированием доступности сайта. Обещание, как вы понимаете, было нарушено.

Кроме того, в мае 2015 года представитель «Дислайфа» Юрий Ковалёв посетил студию «РАДИО ВОС (радио Всероссийского общества слепых) в качестве гостя программы «Свободное плавание». Тогда в эфир дозвонилась Алия Нуруллина с вопросом о доступности раздела «Вакансии» для незрячих пользователей.

Как же так получилось, что незрячей аудитории презентовали не совсем доступный для неё ресурс?

Портал Dislife.ru безусловно является полезным информационным ресурсом. Его сотрудники организуют различные выездные мероприятия, благодаря чему люди с инвалидностью имеют возможность выбраться из дома и встретить новых друзей. Так, ещё одна моя незрячая знакомая, к тому же передвигающаяся на инвалидной коляске, делилась со мной впечатлениями от экскурсии по Москве, организованной «Дислайфом» для 15 случайно выбранных пользователей сайта. Правда, с другими экскурсантами моей знакомой пообщаться не удалось, и помощь родственников всё же требовалась, чтобы добраться из Коврова до Москвы и обратно, но в целом девушка осталась довольна.

Некоторое время назад Екатерина Шевичева попросила своего зрячего друга зайти на dislife.ru и поделиться впечатлениями о внешнем облике сайта.

«Картинки здесь красивые, но без глаз ты сама ничего не сделаешь», — констатировал тот.

Очень хочется, чтобы разработчики интернет-портала «dislife» поняли одну простую вещь: не обязательно делать специальные версии сайта, не обязательно делать сайт примитивным, непрезентабельным, убогим — можно создать ресурс, доступный и удобный для всех — и для тех, кто плохо видит или не видит совсем, и для тех, кому сложно контролировать движения рук. Порталу самое время сделать несколько шагов от ограниченного доступа к универсальному!

Маргарита Мельникова в соавторстве с Сергеем Сырцовым.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *