День инклюзии в VK

27 октября в офисе компании VK состоялся «День инклюзии». Маргарита Мельникова поделилась: чем запомнилось это событие.

Глядя на название, можно подумать, будто все выступления посвящены доступности продуктов компании VK. На самом же деле, в «Дне инклюзии» участвовали разработчики главного московского городского портала Mos.ru, представители «Сбера», «Альфа-Банка».

Стартовал «День инклюзии» с обсуждения того, как донести до различных сторон-участниц процесса разработки сайта или приложения важность его доступности для тех, кто пользуется продуктом не совсем стандартно: для незрячих и слабовидящих, для людей с нарушенной координацией, для людей с особенностями развития, и так далее.

Мне как незрячему пользователю нередко приходится, прямо или экивоками, слышать от разработчиков:
«Вас таких мало, под вас подстраивать приложение очень сложно. У команды имеются более приоритетные задачи».

Неприятно? Ещё бы!

Но действительно ли нас мало?

Вот, человек сломал руку; перенёс операцию на глаза; вынужден пользоваться сервисом, не включая звук, или с минимальной яркостью экрана. Его возможности тоже ограничены, пусть и временно.

Команда VK разработала ряд рекомендаций, следуя которым, легче создать доступный продукт.

Вот основные характеристики доступности:

  • контраст цветов;
  • распознавание голоса;
  • поддержка скринридеров (программ, озвучивающих интерфейс для слепых и слабовидящих людей);
  • логичная и простая навигация;
  • крупные элементы управления;
  • возможность настроить контент — например, увеличить размер шрифта.

Недостаточно твердить о важности accessibility, надо, чтобы у разработчика под рукой были чёткие инструкции: вот так корректно подписываем кнопки для скринридера, вот так размечаем веб-страницу.

К слову, книгу объёмом в более 200 страниц с рекомендациями по разработке приложений под IOs, доступных для пользователей скринридера, написал Михаил Рубанов. Он тоже выступил на «Дне инклюзии», в секции «Разработка под IOs». Секцию модерировал Артем Плаксин

А в секции, посвящённой OS Android, была представлена, в частности, обновлённая версия приложения Rustore – российский магазин приложений. Заявлена высокая невизуальная доступность.

Немало говорилось о том, что проще внедрять accessibility с самого начала, по ходу разработки, нежели исправлять уже готовый продукт. Переписывать код, убирать дизайнерские фишки в угоду доступности — очень ресурсозатратно.

Полностью захватила моё внимание дискуссия про использование ясного языка в информационном пространстве.

С понятием «ясный язык» я столкнулась, когда адаптировала материалы конференции по трудоустройству для слепоглухих людей. Нужно было не просто транскрибировать доклады участников, но и преобразовать текст так, чтобы он был наиболее понятен тем, для кого родным является русский жестовый, а не устный/письменный. У таких людей словарный запас нередко снижен, но не из-за их лени или безграмотности, а из-за особенностей восприятия.

Как пример отсутствия ясного языка, было приведено объявление:
«11.02.2023 с 10.00 до 16.00 ЖСК «Энергетик» проводит гидравлические работы. С горячим водоснабжением в данный отрезок времени могут произойти перебои».

Понятен ли такой текст человеку, для которого русский язык не родной? А человеку с нарушением интеллектуального развития?

Второй пример — сайт специальной олимпиады.

В специальных олимпийских играх участвуют люди с ментальными особенностями. К ним на сайте обращаются в третьем лице. Видимо, предполагается, что информацию будут изучать не они сами, а их тренеры, опекуны, родственники.

Канцеляризм, «чиновничьи» формулировки противоположны ясному тексту.

Интереснейшими оказались и доклады про импакт-контент.

Impact (воздействие, влияние), но в этом переводе далеко не вся суть.

Контент социальной направленности? Да, пожалуй.

В сериале «Марта» подаётся идея о том, что семья — это не обязательно мама, папа и дети. Мама, дедушка, приёмный ребёнок; папа, тётя и племянница — тоже формат семьи.

А в сериале «Трудные подростки», по сюжету, тренером футбольной команды стал мужчина, отбывший тюремное наказание.

Ни о первом, ни о втором проекте я не слышала прежде.

Удивилась я также, узнав, что эксклюзивно в «Одноклассниках» опубликован сериал «Не дождётесь!» Он направлен на разрушение стереотипов о старости, на борьбу с эйджизмом.

Эйджизм — явление, в рамках которого о человеке судят по возрасту.
«Ой, что с неё взять, ей всего 16!»
«Пора бы ему жениться: скоро тридцатник стукнет!»
«Не возьмём на работу: вам уже 50, вечно будете на больничный проситься!»

Про пожилых поговорили: вернёмся к подросткам.

Замечательно выступил представитель молодёжного сообщества «Двор «ВКонтакте». Сообщество позиционирует себя так: «(Не)просветительский проект ЮНЕСКО. Говорим о физиологии и психологии человека. Без стыда и ужимок». Сообщество насчитывает около ста тысяч подписчиков.

По словам докладчика, «Двор» — это безопасное место для общения, свободное от буллинга, где молодёжь (16-22 лет) говорит о том, чего порой не обсудишь с родителями.

Какие ещё полезности обсуждались на «Дне инклюзии»:
🔸 Голосовой помощник от «Сбера»;
🔸 Раздел «Специальные возможности» в приложении «Яндекс.Такси»;
🔸 Улучшенная доступность онлайн-записи к врачу на сайте mos.ru.

Приятно, что не только зарубежные, но и российские компании стали уделять внимание доступности своих сервисов для людей с различными физическими и ментальными особенностями.

Этого бы не происходило без настойчивой многолетней активности самих пользователей: незрячих, неслышащих, с отсутствующими конечностями, с тяжёлой формой ДЦП.

Наше упорство плюс мотивация разработчиков, плюс, безусловно, законотворчество, направленное в нужную сторону, и дело пойдёт!

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.