Пасхальный фестиваль в Коломенском: волшебство колокольных перезвонов

Автор: Анна Демидова.

С 16 апреля по 9 мая 2023 года в Москве прошёл XXII Пасхальный фестиваль. Его художественным руководителем неизменно является выдающийся дирижёр Валерий Гергиев. В один из дней фестиваля звучали необыкновенные колокольные перезвоны в музее-заповеднике «Коломенское». Именно в этот день я побывала там. А вечером, придя домой, по свежим впечатлениям описала мероприятие.

Случайно узнала, что 7 мая 2023 года в Коломенском с 13 часов будут колокольные перезвоны в церкви Казанской иконы Божией матери, а с 14 – в колокольне на площади. В ясный воскресный день я отправилась в знакомый парк. Любимая толстовка с символикой «Особого взгляда», шапка, зимнее пальто, туристические ботинки оказались верным выбором. На улице холодина, ветер, хотя и солнечно временами!

Захожу через главный вход, с улицы Новинки. Читаю на стенде, что ярмарку мёда продлили до 9 мая. Главную дорогу украсили вертикальными красными флагами на шестах, развеваются флаги и на домах. На газонах цветут одуванчики, кусты сирени словно в лиловой дымке – вот-вот скоро распустятся и вспыхнут яркими красками! Поворачиваю налево. Навстречу идут люди, в пакетах видны большие банки с мёдом – точно с ярмарки. Извилистая тропинка уводит меня в яблоневый сад. Некоторые деревья уже в цвету – все веточки покрыты крупными лиловыми цветками. Другие пока в бутонах. Дети резво катаются на самокатах, играют на площадках, катаются с металлических горок. Груши, вишни, яблоневый сад вдалеке – белые от цветения! В небольшом сквере на двух прямоугольных клумбах красуются роскошные тюльпаны – в центре крупные розовые бокалы, по краям – красные огоньки. Не могу оторвать взгляда – до чего хороши! Лепестки как атласные!

Слева на стендах – выставка. За тюльпанами – необычный памятник. Его открыли недавно, в 2020 году. На невысоком квадратном сером каменном постаменте – массивный светлый камень неправильной формы. На нём – большая раскрытая книга из тёмного металла, типа бронзы. В центре страниц – рельефное изображение Коломенского, его постройки и кручи. Сверху надпись – гравировка выпуклыми строгими ровными буквами. На странице слева: «Вечная слава погибшим и пропавшим без вести в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», справа: «Жителям сёл Коломенское, Дьяковское, деревень Нагатино, Новинки, Садовники». Внизу надпись: «Установлен в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне». На постаменте в стеклянной бутылке стоят четыре кроваво-красные гвоздики…

Прислушиваюсь. Кажется, уже доносятся издалека колокольные перезвоны… Выхожу на улицу, где множество кафе. В воздухе витают ароматы блинов, кукурузы, так и чувствуется дымок от шашлыков. В лавочке «Народные промыслы» множество сувениров. Тут всегда посетители – что-то выбирают, покупают. Так, интересненько… Подойду тоже. Сбоку висят плетёные корзины, пенопластовые самолёты, которые детям так нравится запускать с крутых склонов. Деревянные расчёски, гребни, разнообразные ложки, доски, подставки из можжевельника, бусы-браслеты-украшения… Седая Баба-Яга, с накрашенными бордовыми губами, в клетчатом синем платье, в чёрной шляпе и полушубке, с метлой в руках, лежит поверх деревянного массажёра…

Через липовые аллеи выхожу к Дворцовому павильону – памятнику архитектуры 1825 года. На парадном входе этого аккуратного здания лестница и четыре белые колонны, а по бокам присели каменные львы. С ними рядом всегда кто-то фотографируется. Парень не успел сфотографировать девушку, она бежит, проверяет, как получилась, хороша ли. С каждым шагом звук колоколов слышится всё ярче…

Вот и смотровая площадка. Когда-то, в 18-19 веках, здесь находились дворцы Екатерины Второй и Александра Первого. Их то отстраивали, то разбирали, вся история отражена на таблице. Поднимаюсь выше на пологий холм, всматриваюсь в дали за рекой – там идёт стройка, работает техника. Прохожу мимо пушки на пригорке. На территории около величественной Церкви Вознесения Господня – на зелёных полянах множество людей. Они расположились полукольцом около высокой белой колонновидной колокольни. Наверху – звонница, колокола разных размеров, по бокам – самые большие. Кто-то присел на траву, кто-то слушает стоя, но почти все с телефонами в руках, снимают фото и видео выступлений звонарей…

Только я подошла, зазвучали колокола, прямо среди толпы. Что же это? На грунтовой дорожке около большой колокольни – необычная для меня установка. На двух вертикальных деревянных опорах высотой около двух метров горизонтально крепятся три доски. Это плоская конструкция, шириной тоже метра два. На двух верхних перекладинах – колокола. На самой верхней четыре колокола средних размеров – они чередуются – поменьше-побольше-поменьше-побольше. На средней перекладине с краю колокол большой, видно, что тяжёлый, за ним – ещё три, чуть поменьше. Их прикрепили прочными чёрными тканевыми ремнями. К языкам колоколов с помощью обычных бытовых карабинов привязали чёрные верёвочки так, что нижние колокола находятся примерно на уровне опущенных вниз рук звонаря.

Звонит молодой коренастый мужчина, в прозрачных очках, с короткой стрижкой, но большой бородой, в коричневатой клетчатой рубашке навыпуск, серо-зелёных брюках, рыжих кожаных ботинках. Он мастерски управляет колоколами верхнего и нижнего ряда. Левая рука лежит поверх верёвочек от нижних колоколов, правой рукой он связкой держит крепления от верхних, небольших. Немного движется и сам в такт музыке. Необыкновенные звуки! Когда стоишь рядом, то сначала этот звон кажется чрезмерно громким, но уже через пару минут адаптируешься, привыкаешь. Участников фестиваля угадать легко – у них на шее алые ленты с красными бейджами. Только заканчивает звонить звонарь на деревянной установке на земле, как тут же начинают звонить высоко на колокольне. Тем временем новый участник уже готовится выступать внизу. Так они постоянно сменяют друг друга.

Смотрю на белоснежные каменные своды колокольни… В узких проёмах на деревянных перекладинах висят мощные чёрные колокола. Рядом с колокольней ещё одно необычное сооружение. Это водовзводная башня – постройка второй половины семнадцатого века. Она обеспечивала подачу воды на государев двор. На башню эта конструкция не очень похожа, потому что на среднем уровне она расширяется и формирует ещё два крыла, между которыми в нижней части находились ворота. Когда-то они открывали путь в Вознесенский сад и село Дьяково. Удобно, что около всех основных построек в Коломенском установлены тактильные таблицы с рельефным изображением зданий, и краткой исторической информацией, написанной как выпуклым шрифтом, так и по Брайлю – в русском и английском вариантах.

Слушая «верхние» звоны, подхожу к колокольне поближе. За узкой тяжёлой дверью с арочным сводом – небольшая щель, видна лестница на верхние уровни. На земле вдоль грунтовой дорожки, а иногда и вместо неё выложены камни. На колокольне синяя табличка, обозначен номер дома – 39.

Тут к звоннице на земле подошла молодая девушка. Она с короткой стрижкой, в современном бежевом пальто, на шее узорчатый платок, в укороченных серых джинсах и светлых кроссовках. На руках тонкие чёрные перчатки. Колокола красиво звучат в её руках, а она посматривает то на них, то задумчиво куда-то вдаль. Стоит только удивляться, насколько разнообразные ритмы и мелодии можно получить на одной установке, от восьми колоколов. Люди ликуют, аплодируют. Перевожу взгляд на Церковь Вознесения – оказывается, и там расположились зрители – кто на ступенях, кто опирается о стены, а кто-то просто прячется от пронизывающего ветра. На зеленой травке в позе йога сидит молодая женщина, сложила руки, в сторону убрала белые кроссовки, сидит босиком. Рядом лежит сумка и большой холст. Наверное, художница.

Тем временем подошла к установке с колоколами женщина в красной куртке и чёрных брюках, за спиной красный рюкзак. Она в серых перчатках, во время игры смотрит в основном на руки. Рассматриваю колокола на установке – они отливают на солнце золотыми лучами. Несмотря на разные размеры, внешне все колокола оформлены одинаково – сверху по окружности две тонкие полосы, снизу одна широкая и совсем тоненький ободок по нижнему краю.

Выступает пара – молодой мужчина и девушка. Мужчина в бордовой куртке с чёрными рукавами, в синих джинсах и чёрной трикотажной шапочке, коричневых кожаных ботинках. Девушка в удлинённой чёрной куртке, чёрной волнистой юбке ниже колен, с длинными тёмными волосами, собранными в хвост. Мужчина едва заметно считает и даёт команду девушке. Она очень сосредоточена. Начинаются перезвоны, в четыре руки! Вышло яркое солнце из-за облаков… Заканчивают выступление, сердечно обнимаются.

Снова звонят колокола на колокольне. Там специальная площадка для звонарей. Самые тяжёлые колокола приводят в движение ногой, наступая на специальные дощечки. На большой высоте, на площадке звонарей, полулёжа, согнувшись, работает фотограф с огромной камерой. Видимо, снимает бой колоколов с разных ракурсов.

К установке на земле подходит женщина в красном – алый платок, кирпичного цвета куртка, длинная красная юбка почти до земли. Так участники сменяют друг друга… Я задумалась, под влиянием перезвонов… Вдруг смотрю – около звонницы мальчик лет десяти-двенадцати, играет один, уверенно, со знанием дела. Круг зрителей смыкается ещё плотнее, все хотят рассмотреть юного звонаря и его исполнение. Удивляюсь, спрашиваю его маму – где-то он специально учился?.. Мама с улыбкой отвечает: «Он – звонарь!»

Среди зрителей есть и иностранцы. Особенно выделяются молодые парни – китайцы, они пританцовывают в такт звону и записывают видео. Поодаль на траве компания с термосами и бутербродами, решили подкрепиться. По дороге около деревянных ворот пара коней везёт розовую телегу – так проходят экскурсии по парку. Что-то я отвлеклась, смотрю – а наш юный звонарь уже во всю звонит на высокой колокольне! Сам! Один! Тянется, ручками едва достаёт до верёвок от колоколов… От души исполняет! Заканчивает, спускается с колокольни, натягивает капюшон от куртки и вприпрыжку убегает вниз по склону!

Незаметно прошло полтора часа, я снимала фото и видео, слушала волшебные перезвоны, загорала на солнце. И вот уже участники фестиваля собираются вместе, делают общую фотографию на фоне колокольни. Всего 19 человек, но думаю что это не все. Колокольные перезвоны продолжаются… Установку на земле начинают разбирать. Подошла девочка-подросток, в чёрном спортивном костюме и чёрной шапочке, в руках деревянный молоток. Привезли раскладную тележку. Мужчина отвязывает и снимает колокола один за другим и передаёт женщине. Она бережно пакует каждый из них в мягкий войлочный мешочек, а до этого надевает тканевые трубочки на языки колоколов. Всё это убирают в две большие чёрные сумки. Тут мужчина даёт команду девочке, и она, осторожно постукивая деревянной колотушкой по бокам стойки, высвобождает поперечные перекладины. Спрашиваю у мужчины, как называется эта установка… Он пожимает плечами и отвечает: «Наверное, звонница…». Её они возят на фестивали и выступления, даже в концертный зал имени П.И. Чайковского. Женщина из числа зрителей интересуется колоколами – где и как их отливали. – На заказ, это сложная работа, дорогая. Подъехал автомобиль синего оттенка, открыли багажное отделение. Самый большой колокол привезли на тележке, остальные мужчина взял в руки, в сумках. Затем перенесли стойки-опоры и тоже погрузили в машину.

Ещё раз подхожу к колокольне. На тактильной таблице сказано: «Колокольня, первая половина шестнадцатого века. Построена неизвестным итальянским зодчим на месте древнейшего деревянного храма села Коломенского. Служила звонницей церкви Вознесения Господня». Звоны продолжаются, но народ уже постепенно расходится. С высокого холма любуюсь устремляющейся в голубое небо Церковью Вознесения… Направляюсь проведать яблоневые сады, хотя бы издалека. Они в зеленовато-беловатой дымке. Это белеют бутоны. Когда цветы полностью распустятся, будет чисто-белый фон. Прохожу мимо каменной половецкой бабы. За чёрной металлической оградой – старинная дубовая роща. Листочки на дубах ещё не полностью раскрылись, нежные, светло-зелёные. Деревянный дом Петра Первого. А вот и сам он, хозяин, великан – стоит поодаль и посматривает на свой дом! На стенде информация об экспозиции «Строитель, плаватель, Герой», снова изображён Пётр Первый.

Одна за другой идут экскурсионные группы. Через арку в белой стене, через деревянные ворота выхожу на дорожку. Здесь касса, среди зеленеющих клёнов. На боковой стене кассы афиша фестиваля. На красном фоне написано: «Сезон XXII. Московский пасхальный фестиваль. Художественный руководитель Валерий Гергиев. 16 апреля – 9 мая». Дальше информация, которую мы уже знаем, что сегодня, 7 мая, фестиваль проходит в Коломенском, с 13:00 Храм Казанской иконы Божией матери, с 14:00 – Колокольня Святого Георгия Победоносца на Вознесенской площади, где мы только что и были. Внизу надпись «Пасхальный звон», множество золотых колокольчиков и адрес фестиваля www.easterfestival.ru.

Выхожу к церкви Казанской иконы Божией матери. Она сильно изменилась после реконструкции. Теперь купола ярко-синие с золотыми украшениями, стены приглушённо-жёлтые, вся отделка белая. Иду по старинной липовой аллее. Колокольный звон слышится всё тише, тише и умолкает совсем…

🔔 Узнавайте о новых публикациях в нашей группе в WhatsApp или «ВКонтакте».

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.