18 октября в Екатеринбурге прошёл фестиваль «Осязаемая культура», приуроченный к Международному дню белой трости, а также к семидесятилетию Свердловской областной спецбиблиотеки для незрячих и слабовидящих.
В 11:30 мы были на месте, на ул. Малышева, 6, в Социальном общественном центре помощи и поддержки гражданских инициатив «СОЦИО», где обрела приют организация «Особые люди». До открытия фестиваля оставалось полчаса, но восемь музейных площадок уже выставили свои экспонаты на радость посетителям.
Прямо у входа нас встретил звон бубенцов и стук маракасов. Выставка музея народных инструментов!
8 колокольчиков, издающие волшебный звон, такой разный и такой мелодичный. Балалайка с единственной струной, мандолина — вовсе без струн: очень длинная, тяжёлая. Знакомый с детства бубен, деревянные ложки: куда же без них! Трещотка, баян, из которого я умудрилась извлечь какие-то звуки.
Набренчавшись, назвеневшись, подходим к площадке музея традиционных ремёсел.
Тут вам и лапти — может ли быть что-то более традиционное?.. И увесистый чугунок, который без ухвата на длиннющей ручке из печи не вытащить: рискуешь обжечься! И туесок, и берестяные плетёные корзинки. Говорят, в посуде из бересты молоко хранилось дольше, не прокисало. Холодильников-то не было и в помине!
А вот и куклы: да не игровые, а обрядовые! Кукла-десятиручка, всё успевающая, везде поспевающая. Не даром мы возмущённо говорим, когда нас упрекают в нерасторопности: «У меня же не семь рук, в конце концов!»
Кукла-крупяница, плотно набитая гречкой. Это и неприкосновенный запас на случай голода, неурожая, и загад на хлебородный, сытый год. Кукла-столбушка из лоскутков, намотанных на деревянный столбик, капустница — из лоскутков в несколько слоёв. Разматываешь их, а под ними… ничего!
Традиционный быт: тяжеленные чугунные утюги, предшественницы гладильных досок, расписные доски кухонные, расписные подносы…
Макет Невьянской башни с резными окошками да колоколами… Исследовать бы да исследовать, но вот уж ровно полдень, и нас зовут в зал, на церемонию открытия.
Выступление официальных лиц, организаторов, представление всех восьми музейных площадок. Представители каждого музея знай нахваливают свои экспонаты; только успевают слайды сменяться!
Предвкушаю знакомство с выставкой «Осязаемые грани» от музея ювелирного и камнерезного искусства. (в итоге до неё мы так и не добрались).
После церемонии открытия пришла пора и тело подкрепить: шикарными, обильно политыми чем-то шоколадным пончиками!
Подходим к экспозиции военно-исторического музея. Выставка «Осязаемое небо». Исследуем макет парашюта в форме пирамиды, спроектированного да Винчи. После моё внимание привлекают рельефные изображения самолётов и парашютов, плакатов времён Великой Отечественной.
Столько экспонатов ждёт прикосновения моих пальцев, но нас снова зовут в зал — начинаются Громкие чтения проекта «Театр сло́ва».
Суть Громких чтений в том, что участники, видящие и незрячие, по ролям читают выбранное произведение: в плоскопечатном виде и по системе Брайля, соответственно.
На сей раз был выбран рассказ Герберта Уэллса «Страна слепых». Исполнение нашим «Театром слова» вышло невероятно артистичным, сочным. Совершенно неожиданно это классическое произведение вызвало у нас взрыв здорового смеха.
А потом я жюрила, но никого не журила, только хвалила!
Дело в том, что выпала мне честь войти в состав жюри конкурса «Шесть точек». Участникам этого конкурса нужно было написать шрифтом Брайля рассказ в жанре фэнтези, с использованием слов «книга», «библиотека», «читать».
Тринадцать участников, младшему из которых 9 лет, старшему — за шестьдесят. Тринадцать очень разных по уровню литературного мастерства и художественному замыслу работ.
Так как читаю по системе Брайля я отвратительно, да и в жюри были зрячие люди, не владеющие Брайлем вовсе, тексты нам предоставили просто в электронном (вордовском) формате.
Как же приятно оказалось вручать дипломы и хвалить участников, которым я при оценке работ поставила самые высокие баллы!
Одиннадцатилетний Денис покорил меня доброй, милой сказкой о мышонке, который пробрался в библиотеку и решил полакомиться книгами.
Пятнадцатилетний Артём явно вдохновлялся детективными романами, создавая своего «Майора страницына, расследующего кражу книг в маленьком городке».
А студентка Варвара создала очень детально прописанный неприглядный мир в своей антиутопии «Последний металлист». В этом мире в глаза зверей и птиц вживлены следящие устройства. Негде спрятаться от всевидящих и всеслышащих предметов. Царят лень, праздность, безмыслие. Единственно допустимый способ передвижения — лёжа на кровати. Вести автомобиль, ехать на велосипеде или, о ужас, идти пешком — признак серьёзного психического отклонения.
«Последний металлист» в процессе написания, готова лишь первая глава, и у автора много отличных идей, воплощения коих я от всей души пожелала.
После совсем короткого перерыва нам представили проект «Чтение. Преображение». Это фотопроект, где читатели спецбиблиотеки выбирали любимых литературных героев и в каждом снимке стремились передать дух произведения. Кто-то перевоплотился в Шерлока Холмса, кто-то в Настасью Микуличну из былин, в Хозяйку медной горы из Сказов Бажова, в казачку Аксинью из «Тихого дона»…
Вишенкой на торте, ярким завершением фестиваля стал концерт невероятной, талантливой Натальи Улитиной! Слабовидящая артистка порадовала собственными стихотворениями и песнями, а также композициями, вышедшими не из-под её пера, но горячо ею любимыми.
После концерта, взглянув на часы, мы изумились: «17:20! Не может быть! Куда девался день?!»
Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.