Как хоронят живую музыку?

В Москве незрячих музыкантов лишают работы.

В редакцию журнала «Люди. События. Творчество» пришло письмо из Музыкально-эстрадно-реабилитационного центра (МЭРЦ) (г. Москва). 40 профессиональных музыкантов с нарушением зрения, которых центр обеспечивал работой, рискуют оказаться на улице.

О центре.

Уже много десятилетий МЭРЦ занимается профессиональной реабилитацией и социальной адаптацией незрячих музыкантов и артистов. В разные годы в МЭРЦ с незрячими аккомпаниаторами работали ведущие артисты театра и кино, вокалисты: Марк Бернес, Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Евгений Леонов, Евгений Петросян, Лидия Русланова, Владимир Трошин.

С момента основания центр находится на самоокупаемости. Основные источники финансирования: музыкальное сопровождение ритуалов прощания в московских крематориях, а также проведение концертов и других мероприятий, в частности, сотрудничество с центрами социального обслуживания населения. Из этих средств не только выплачивается зарплата, но и оплачивается аренда помещения центра, и осуществляются все налоговые отчисления, которые составляют 44% от поступлений.

Что происходит?

Руководство ГБУ «Ритуал» — давнего партнёра МЭРЦ — приняло решение оптимизировать музыкальное сопровождение ритуала прощания. Работу незрячих музыкантов систематически заменяют воспроизведением фонограмм, причём заказчикам это стоит лишь на 80 рублей дешевле, чем живая музыка. ГБУ «Ритуал» заявляет, что таков выбор самих заказчиков ритуальных услуг.

В прочем, странно: о каком выборе сейчас может идти речь, если услугу «живая музыка» почти перестали предлагать заказчикам ритуала прощания? Этот пункт даже исчез с интернет-ресурсов ГБУ «Ритуал», будто и нет такой услуги вовсе. Просто, «музыкальное сопровождение», без уточнения, будет ли это живой звук или фонограмма.

В итоге незрячие музыканты остаются почти без работы и без зарплаты. Над МЭРЦ нависла угроза закрытия, поскольку поступления средств снизились на 70%.

В январе 2021 года музыкантам МЭРЦ дали выполнить 2259 заказов, что катастрофически мало, однако оплата от ГБУ «Ритуал» поступила вовсе только за 973. Как говорит генеральный директор МЭРЦ Алексей Черёмуш, на логичный вопрос он получил унизительный ответ: «А может, они просто так играли. В силу того, что не видят — идёт ритуал или нет».

Проблемы в отношениях между МЭРЦ и ГБУ «Ритуал» начались ещё в нулевые годы. Тогда центр удалось отстоять. Причём в 2009 году правительство Москвы в рамках программы создания и сохранения рабочих мест для инвалидов, выделило центру 9 млн. рублей на приобретение высококачественного звукового оборудования и кафедральных органов «RODGERS» с дополнительными функциями.

Однако впоследствии с каждой сменой руководства ГБУ «Ритуал» попытки избавиться от музыкантов и внедрить фонограммы возобновлялись, и теперь этот вопрос стоит особенно остро.

Руководству МЭРЦ пришлось обратиться в департамент торговли и услуг города Москвы (текст письма есть в распоряжении редакции), но добиться улучшения ситуации пока не удалось.

Ввывод.

В условиях пандемии ритуальные услуги — одни из немногих услуг, спрос на которые по понятным причинам не падает. Выдавливание из этой сферы музыкантов невозможно убедительно объяснить объективными обстоятельствами. Причина тут видится одна: желание присвоить даже те деньги, которые зарабатывали незрячие музыканты, а вместо живой музыки, просто, врубать определённый плей-лист. Арифметика проста: доход от услуги «музыкальное сопровождение» (фонограммы) полностью остаётся у ГБУ «Ритуал». Качество самой церемонии прощания, конечно, снижается, но если не предлагать альтернативу, то ведь и так сойдёт, верно?

На эффективность работы МЭРЦ указывает уже тот факт, что центр сам себя обеспечивает. Иными словами, от условно здоровых достаточно было бы не мешать незрячим работать, не вставлять палки в колёса, и всё. Неужели это так трудно?

Хотя МЭРЦ формально является подразделением Всероссийского общества слепых, но руководства центра сейчас вынуждено обращаться за поддержкой к активной общественности. Нужна широкая огласка, чтобы вот так, по-тихому, не похоронили центр, более 75 лет занимающийся в Москве трудовой реабилитацией незрячих музыкантов.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.