Утром 21 июля незрячая жительница Новосибирска Ирина Бурмистрова в сопровождении собаки-проводника – лабрадора по кличке Вайт отправилась на работу. Когда они заходили в троллейбус, Вайт, как и положено собаке-проводнику, шёл впереди, но едва шагнув на ступеньку, внезапно завизжал от боли. После этого Ирина почувствовала, как он безвольно падает.
Свидетели происшествия помогли отнести собаку и проводили Ирину в находящуюся поблизости ветеринарную клинику, но спасти Вайта оказалось невозможно. Позже вскрытие подтвердило, что причиной смерти стала электротравма. Собаку убило током от неисправного троллейбуса.
Подробно последовательность событий Ирина Бурмистрова рассказала в разошедшемся в соцсетях голосовом сообщении, которое было записано в ответ на вопросы журналистов и неравнодушных людей. Сообщение можно послушать, например, на канале «Взгляд слепых».
«Я благодарна людям за такое внимание. Люди пишут, предлагают всевозможную помощь.
Мне намного больней, чем когда ушёл мой первый пёс. Тогда это было логично, понимаете, это было завершение достойной жизни. Сейчас это такая нелепость, такой абсурд, который ещё раз показывает: насколько хрупка жизнь живого существа. Какое-то мгновение, и всё – живого существа нет», – резюмирует Ирина Бурмистрова.
Один из очевидцев снял видео с места событий и, с разрешения Ирины Бурмистровой, опубликовал его, что помогло привлечь внимание многих местных СМИ.
В комментарии мэрии Новосибирска говорится, что за погибшую собаку будет выплачена компенсация. Также, утверждается (цитата): «Троллейбус перед выходом на линию проходил проверку и был исправен. Возможно, в момент остановки водитель удерживал троллейбус на тормозной педали при собранной силовой цепи. Произошла импульсная токоутечка, источник которой сейчас выясняют».
Подготовка собаки-проводника – это длительный и дорогостоящий процесс. Ирине Бурмистровой лабрадор Вайт был передан лишь 7 месяцев назад, а всего прожил один год и десять месяцев. Формально, он принадлежит Российской школе подготовки собак-проводников, где проходил обучение.
В Новосибирске это не единственный известный случай, когда собаку ударило током в троллейбусе, но ранее подобное не приводило к смертельному исходу.
В частности, несколько раз удар током получала немецкая овчарка Гера – собака-проводник Алексея Шилова.
Цитата по сайту «Бизнес FM – Новосибирск».
«Первый случай был в 2021 году. Мы тогда находились в троллейбусе, и Гера вдруг взвизгнула, выгнулась. Я не сразу понял, в чём дело. Думал, что её обидел кто-то, наступил на лапу. Но пассажиры сказали, что её никто не трогал, – рассказывает Алексей Шилов. – Я Геру вытаскивал на улицу за ошейник, она не могла идти. Я подумал о токе тогда. Потом, поговорив с друзьями, знакомыми, понял, что это бывает в наших троллейбусах. Второй случай произошёл в прошлом году. Всё получилось также: резкий визг собаки от боли, а потом её страх перед троллейбусами. То, что произошло с собакой Иры, это не стечение каких-то невероятных обстоятельств и не ошибка водителя. Троллейбусы настолько старые и изношенные, что они просто опасны. Сейчас, я думаю, всё попытаются свалить на какого-то одного сотрудника. Но это не решит проблему. Рухлядь, на которой мы ездим, останется опасной».
«Наш случай произошел зимой 2019 года в троллейбусе № 23, – говорит Анны Сергачёва, у которой была собака-проводник по имени Диметра. – Мы заходили в него, и собаку «прошило» электрическим током. Её выгнуло дугой, она упала на асфальт, и её трясло. Потом состояние собаки нормализовалось. Троллейбус всё это время стоял на остановке, кондуктор и водитель смотрели, чем всё закончиться. Когда я попыталась сказать им о том, что нельзя бьющие током троллейбусы выводить на линию, они агрессивно отреагировали: посоветовали мне ездить на такси».
Надежда Корнеева и её собака-проводник немецкая овчарка Ульфи тоже побывали в похожей неприятной ситуации – собаку ударило током в троллейбусе № 22.
«Кондуктор мне сразу безапелляционно заявила, что я всё выдумала, и это с моей собакой что-то не так, а не с их троллейбусом. Это было весной 2020 года, – говорит Надежда Корнеева. – Троллейбусы с того момента лучше не стали. Трагедия, случившаяся 21 июля, стала шоком для всех. Потерять собаку-поводыря это огромное горе: незрячий человек теряет друга, члена семьи. Людей массово не бьёт током при поездках, потому что они в обуви. Но представьте, что ребёнок споткнётся и руками этих ступенек коснётся. Он может погибнуть, да и взрослый тоже. Поэтому мы обращаемся ко всем, кто принимает решения. Призываем и даже требуем, чтобы небезопасные троллейбусы сняли с маршрутов. Нельзя закрывать глаза на техническое состояние транспорта и говорить, что он исправен, когда это совсем не так. Произошедшее с Вайтом это очень жестоко».
Новосибирцы – владельцы собак-проводников решили направить обращение в следственный комитет, в прокуратуру, мэру Новосибирска и губернатору Новосибирской области с требованием запретить эксплуатацию старых троллейбусов, в которых есть риск получить удар током.
Известно и, как минимум, о нескольких случаях удара током людей в троллейбусах Новосибирска. Так, 16 февраля 2021 года на остановке «Ольги Жилиной» в Центральном районе Новосибирска при входе в троллейбус № 13 током ударило 55-летнюю женщину. Тогда по результатам проверки было возбуждено уголовное дело, о дальнейшей судьбе которого ничего неизвестно.
2 декабря того же 2021 года в троллейбусе № 23 сильный удар током получила женщина, которая выходила из транспорта на остановке «Красный проспект». На следующий день состояние женщины ухудшилось, её госпитализировали.
На следующий день, 3 декабря, на удары током пожаловались пассажиры троллейбуса № 2, а 5 декабря в Дзержинском районе от удара током в троллейбусе № 10 пострадали мужчина и его шестилетний сын. Они обратились за медицинской помощью.
По всей видимости, причина таких происшествий в трагическом сочетании факторов:
- Изношенность троллейбусов, что приводит к частым неисправностям;
- Недостаточный контроль за состоянием транспорта;
- Высокая влажность.
По итогам прокурорской проверки, в марте 2021 года директору МКП Новосибирска «Горэлектротранспорт» было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
На конец 2022 года троллейбусный парк Новосибирска был изношен на 98,8 %.
Проблема с общественным транспортом касается не только Новосибирска. Во многих городах России современные троллейбусы – редкость, а в ряде городов за последние годы этот вид транспорта и вовсе исчез. На смену просторным и экологичным троллейбусам приходят тесные маршрутки, которые, как правило, плохо пригодны для поездки с собакой-проводником.
Источники
🔔 Получайте уведомления о новых публикациях, присоединившись к нашей группе в WhatsApp
Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.