«Яндекс» проводит опрос о доступности своих сервисов

Чтобы лучше понимать потребности и интересы людей с ограниченными возможностями, компания «Яндекс» проводит регулярный опрос. В этом году опрос пройдёт в четвёртый раз.

Анкета поможет узнать, какие сервисы наиболее интересны пользователям и какие вспомогательные технологии они используют в работе. Полученные ответы позволят более эффективно тестировать доступность продуктов и обрабатывать обращения в службу поддержки. Результаты исследования будут опубликованы, чтобы другие технологические компании также могли с ними ознакомиться.

Заполнение анкеты занимает в среднем не более десяти-пятнадцати минут. После завершения опроса каждый десятый участник, выбранный случайным образом, получит фирменный сувенир.

Опрос проводится до 26 апреля 2020 года включительно.

Об этом говорится в официальном сообщении компании «Яндекс».

Ссылка на анкету.

Мнения относительно того: заполнять ли эту анкету в очередной раз, ощутимо разделились среди участников аналогичного опроса в прошлые годы.

Дело в том, что исправление ошибок доступности в интерфейсах сервисов «Яндекс» происходит очень редко, системной работы в этом направлении не наблюдается. Часто правила невизуальной доступности игнорируются и в обновлениях интерфейсов. Иными словами, опросы проводятся год за годом, а понимание потребностей всё никак не приходит. Естественно, это уменьшает желание вновь заполнять анкету опроса.

С другой стороны, отсутствие активности незрячего сообщества — тоже не выход. Небольшое количество участников опроса можно истолковать так, будто в общем и целом, всех всё устраивает, тогда об улучшении доступности можно и вовсе забыть.

Незрячий общественный деятель, эксперт в сфере невизуальной доступности Анатолий Попко в опросе «Яндекса» принял участие. Он обращает внимание на то, что в конце анкеты пользователю предлагается высказать свои пожелания касательно улучшения доступности сервисов «Яндекс». На своей странице в FaceBook Анатолий Попко опубликовал подробный ответ.

Итак, что нужно сделать «Яндексу», чтобы стать доступнее (частное мнение):
0. Вдумчиво и честно ответить на вопросы: «Почему крупнейшая технологическая компания России до сих пор не предприняла сколько-нибудь осмысленных и системных шагов в сфере обеспечения доступности? Какие объективные или субъективные причины заставляют Yandex фактически игнорировать решение жизненно важных вопросов своих пользователей? Чего не хватает: денег, специалистов, административной воли, интереса, понимания? Почему Yandex, являясь технологическим гигантом и лидером IT-отрасли страны, не является примером в сфере обеспечения цифровой доступности?»
1. Создать Yandex accessibility team (по аналогии с крупнейшими мировыми IT-компаниями — Apple, Google, Microsoft, WordPress, Amazon, etc.) и пригласить на работу специалистов с инвалидностью (как это уже делает «Сбербанк России»);
2. Повысить приоритет вопросов обеспечения доступности как среди руководства, так и среди рядовых сотрудников компании (см. походы Германна Грефа в костюме GERD и презентацию доступного «Сбербанк online», эффективную общественную кампанию — видео с Wylsacom, собственные социальные ролики, стремление повысить доступность не только дистанционных каналов банковского обслуживания, но и офисов, банкоматов и т.д.);
3. Регулярно организовывать общение сотрудников Yandex с представителями экспертного сообщества людей с инвалидностью (такие встречи проходят на систематической основе в том же «Сбербанке»), проводить тренинги по формированию социальных компетенций для всех сотрудников, информировать разработчиков о конкретных технологиях обеспечения доступности (включая автоматизированные средства валидации контента);
4. Публично декларировать приверженность компании ценностям обеспечения равного доступа к своим услугам и сервисам для всех граждан вне зависимости от ограничений жизнедеятельности, продвигать стандарты обеспечения доступности в русскоязычном сегменте Интернет (например, Национальный стандарт доступности цифрового контента ГОСТ-Р 52872-2019), включить требование о соответствии стандартам доступности всех услуг и сервисов «Яндекса».
…Начать можно с того, чтобы поправить страницу поисковой выдачи: результаты перестали отображаться как ссылки и потеряли порядковые номера.

В конце своей публикации на FaceBook Анатолий Попко задаёт напрашивающийся вопрос:
«Ну, серьёзно: какая часть моего комментария является откровением для сотрудников ведущего технологического гиганта России? Смог ли я повлиять хоть сколько-нибудь на те препятствия, которые уже лет пятнадцать не позволяют Yandex ставить и решать вопросы доступности цифрового контента?.? Могу ли я (при всём богатстве собственного воображения) поверить в то, что комментарии пользователей социологического опроса действительно помогут «Яндексу» предпринять решительные меры и повысить собственную доступность?..»

Материал из выпуска 170 аудиожурнала «Люди. События. Творчество».

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.