С 16 по 19 ноября в Челябинске прошёл фестиваль «Незримое кино». — первый кинофестиваль на Урале, который объединяет людей с инвалидностью, занимающихся творчеством в сфере кинематографа, и кинематографистов, рассказывающих о людях с инвалидностью. Наш корреспондент Маргарита Мельникова съездила в Челябинск и написала заметки о фестивале.
«Незримое кино», день 1
Позади 4 месяца отбора, 328 отсмотренных членами жюри короткометражных фильмов из 46 регионов страны, и вот, 7 из 30 кинолент представлены нам, зрителям, в первый день фестиваля. Завалила цифрами? Всё, всё, больше никаких цифр!
Зал кинотеатра ‘Победа’ встретил прохладой. Но места по душе выбраны, устройства для прослушивания тифлокомментария получены, даже с самим тифлокомментатором, Ксенией Владимировной Топилиной, поздоровались, — можно наслаждаться просмотром!
Сегодня в программе 7 документальных кинолент, которые в целом, мне понравились, хотя одна,, «Розовый город», показалась довольно абстрактной. Она повествовала о детях с онкологией и с ДЦП, о детях, читающих, мечтающих.
Было приятно услышать Александра Яшина в киноленте о трех незрячих парфюмерах «Глядя в себя».
Впечатлили фильмы о спортсменах. Первый, 4.30, — об Илье Миклашевском. Илья в 66 лет пробежал марафон за 4 часа 23 минуты. Да, без цифр все-таки никак! Пробежал он дистанцию в паре с лидером Дмитрием, ведь Илья незрячий. Отлично показаны непростые взаимоотношения лидера и бегуна.
‘Трек’ — еще один фильм о спортсмене. Михаил Асташов рос в Бурятии, в доме-интернате. А теперь он двукратный паралимпийский чемпион. С протезами рук и ног он покоряет велотреки, триатлоны ему по плечу.
В фильме ’30 секунд’ мы знакомимся с больничным клоуном Артёмом, а в ‘Здесь был Вова — с мамой парня-гармониста, который 6 лет искал путь к своей мелодии.
Такие разные киноленты, разные судьбы. И вот уже такси мчит нас обратно, в теплый уют, откуда завтра поедем в новое кинопространство.
«Незримое кино», день 2
На сей раз мы собрались в уютном небольшом арт-пространстве с забавным названием «Люба-Петя» и без перерыва отсмотрели 9 коротеньких мультфильмов и игровых кинолент за 50 минут.
Мультфильм «Мышаня» познакомил юных зрителей с историей мультипликации. В его создании и в производстве всех кинолент сегодняшнего конкурсного дня принимали участие ребята и взрослые с инвалидностью.
Понравился немой анимационный фильм «Надежда», созданный девушкой с тяжелой формой ДЦП с помощью инновационного устройства Eye-tracker. Фильм был бы недоступен нам, незрячим зрителям, без тифлокомментария. И здесь с нами снова была Ксения Топилина с «горячим» тифло. «Надежда» — кинолента о кругосветном путешествии Крузенштерна на одноименном корабле с 1803 по 1806 годы.
А вот фильм с говорящим названием — «Дорога жизни». Как вы догадались, он о блокадном Ленинграде.
В фильме с названием «Андрей Федорович» — внучка Ксюша гуляла с бабушкой. Бабушка притомилась, а девочка хотела погулять еще. И бабуля не придумала ничего лучше,чем рассказать внучке историю Ксении Блаженной и пойти в храм.
Забавный мультфильм «Секреты молодости» поведал о котах, увлекшихся скандинавской ходьбой.
Игровой фильм с несколько провоцирующим названием «С такими защитниками и врагов не нужно» оказался посвящен теме экологии.
«Кожура» — о том, как брошенная мандариновая корочка помогла мальчику, а потом еще пятерым ребятам, подружиться с девочкой с синдромом Дауна.
Отличная идея у фильма «доброта за отчетный период»: важно творить добро не для галочки, скромно, не хвастаясь благородными поступками.
А в «Потому что это не важно» мальчик устраивает однокласснице свидание с весельчаком на инвалидной коляске.
После перерыва — фильмы телевизионные, телесюжеты.
Первый сюжет от знакомой мне активной девушки на коляске, Анастасии Ампилоговой — «Доступная Карелия».
Потом необычный фильм «Внутри кино», в съемках которого участвовал шестилетний мальчик с редким генетическим заболеванием,Лев Шафидов. Он с мамой тоже пришел на кинопоказ. Увы, речь героев фильма было понять очень сложно. Льва представила мама как увлеченного оператора и журналиста. Ну, в нашем зале мальчуган что-то стушевался. Устал, видимо.
Предпоследний фильм — «Неслепые слепые» — меня расстроил: оказался совершенно не близок по мировоззрению. Даже жаль, что его сделал такой классный незрячий блогер Максим Спиридонов, автор Дзен-канала «Будни слепака». Фильм повествует о Доме трудолюбия при храме, в котором трудятся и служат незрячие. Мол, мы, незрячие, существуем во имя спасения зрячих, мол, мы более смиренные и кроткие. В целом, фильм скучный, длинный, морализаторский.
«Мужчина». Так называлась кинолента о жизни незрячего шашиста, гармониста Александра Нелюбова. Он еще и поэт, но его творчество меня не впечатлило.
А после мы осмотрели стоящие в холле скульптуры и отправились домой. Увы, винилового вечера не дождались. Ему предшествовал детский спектакль, уже подустали, поняли, что не осилим.
«Незримое кино», день 3
Мы в в просторном актовом зале Южноуральского государственного колледжа. Лестницы и повороты, повороты и лестницы: без волонтёров не разберёшься. Но они почти всегда рядом.
Зал полон студентов: одни сменяют других. Как и в предыдущие дни, программный директор, главный организатор всего действа, Александра Петрова берет слово.
И вот, первый блок фильмов. Здесь 3 киноленты, одну из которых, «30 секунд», про больничных клоунов, мы смотрели позавчера.
Открывающий же фильм, «Капризный старик», растрогал меня. Да, сегодня я оказалась сентиментальна. Простой сюжет о жизни человека, простые стихи Евгения Архипенко: произведение так и называется, Капризный старик, заставили меня расчувствоваться. Не поленитесь, поищите эти строки!
Следующая кинолента — «Пальто», и ее режиссер приехала на фестиваль из прекрасного Минска, так что у нас появилась возможность с ней пообщаться.
«Пальто» рассказывает историю Сони, слышащей дочки глухих родителей. После летних каникул над Соней встал издеваться одноклассник, с которым раньше она дружила. Что случилось? Почему друг по прежним забавам так переменился? Соне придется в этом разобраться самой.
После трех отличных кинолент — лекция искусствоведа Марии Львовны Шуб о художниках, творившим вопреки душевным и физическим болезням. Здесь, конечно, и Ван Гог, и Фрида Кало,и Эдвард Мунк. А также судьбы, быть может, чуть менее широко известных Кристи Брауна и ла Трека.
Создатели и герои двух заключительных кинолент тоже приехали на фестиваль.
Героя фильма «За гранью исключительности» незрячего бегуна Александра Новичихина я немного знаю. Но вторая история, глухого артиста жестового пения, меня заинтересовала сильнее.
К сожалению, порой тифлокоментатор делала ошибки, называя жестовый язык языком жестов. Еще одна ошибка — постоянное упоминание съемочной терминологии: новый кадр, следующий кадр, камера показывает… и так далее. Это немного сбивает с настроя зрителя.
Вместо фильма «Вслепую на Эльбрус», который я уже смотрела, нам представили фильм «Поляна лисичек», как говорят, основанный на реальных событиях. Он повествует о незрячем сельском старичке, схоронившем любимую супругу. Старик мечтал снова увидеть жену и отправился в лес за грибами. И не пугала его вероятность заблудиться. Он верил: любимый голос укажет путь.
«Незримое кино», день 4
Отгремели аплодисменты, вручены награды. Сложилось ощущение, будто без наград не ушел ни один режиссер, не остался ни один фильм.
Даже «Неслепые слепые» получил первый приз в номинации «Документальное кино» в категории «Любители».
Была награждена и кинолента, которую нам посмотреть не довелось, она не вошла по таймингу. Речь о фильме «Что мы знаем о жестовом языке». Я бы с удовольствием посмотрела. Тема глухих людей меня, как вы знаете, интересует.
А вот какие фильмы-победители мы посмотрели повторно:
- «30 секунд»
- «Здесь был Вова»
- И «Трек», получивший гран-при и признанный лучшей работой всего фестиваля.
Но почему я зашла с конца?
Пора вернуться на пару шагов назад и рассказать о том, что сегодня нас, как и в первый день, принял в своих стенах кинотеатр «победа», а первым блоком нам показали несколько кинолент в номинации Телесюжеты.
К сожалению, названий их не знаю, они не объявлялись. Но был сюжет про конкурс цирковых номеров детей с инвалидностью, про киношколу «Без границ» и самый понравившийся — про вейк-борд для ребят с протезами ног.
Потом нам показали два диафильма. Всё было понятно без тифлокомментария, ведь ведущая зачитывала текст с плёнки, со слайдов.
В детстве у меня, вернее, у бабушки по папиной линии, был фильмоскоп. Очень хорошо его помню. У бабушки хранилось несколько сотен пленок. Я с ними играла, баловалась, крутила ручку фильмоскопа. Конечно, сами фильма смотреть не могла, но иногда бабушка, если была не занята, читала их с плёнки. Я потихоньку кручу ручку, она читает. От включенного фильмоскопа, от его маленького круглого экрана, шло тепло, как от солнца.
Но вот, волшебство ностальгии закончилось, настало время тридцатиминутного перерыва.
Я, желая в полной мере ощутить, что нахожусь в кинотеатре, взяла попкорн… а чтобы не заскучать, мы пошли смотреть чудесный чемоданчик! В чемоданчике, в зарядной базе, дружно в ряд стоят 34 устройства для трансляции тифлокомментария.
А ещё мы спустились практически к самой сцене, где посмотрели инструменты, которые играли во время показа диафильмов: флейту и огромную «музыку ветра», состоящую из десятков металлических трубочек, звенящих, поющих при каждом прикосновении.
Перерыв пролетел незаметно. И вот уже церемония награждения и показ фильмов-победителей.
Надеюсь, это был не последний подобный кинофестиваль. Здорово, что состоялся он не в более привычным к таким мероприятиям Москве или Питере.
Говорят, фестиваль посетили около 1000 человек. Проделана огромная работа, постарались организаторы и волонтёры.
Незрячих посетителей пришло не так много, как хотелось бы. Незрячего зрителя нужно ещё пристрастить, приучить к просмотру кино. Хотя, знаете, кто кино любит, тот его смотрел и будет смотреть даже без тифлокомментария, однако с последним фильмы становятся по-настоящему доступными и приносят намного больше удовольствия!
Ссылки
Сайт фестиваля «Незримое кино»
Маргарита Мельникова «В контакте»
Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.