Поэтическое ристалище 2019. День первый

Как думаете, возможно ли, вернувшись поздним пятничным вечером в Екатеринбург из Нижнего Новгорода, уже в субботу утром оказаться в Москве, причём без участия воздушного транспорта?

Физически — едва ли, а вот виртуально — очень даже возможно! Устанавливаю Teamtalk — приложение для проведения онлайн-конференций, ввожу имя сервера, свои логин и пароль, — и вот я уже в Москве, на девятом конкурсе самодеятельных поэтов ВОС (Всероссийского общества слепых). В этот раз я, как и на областном конкурсе, не участник, а зритель.

День первый. Суббота, 16 февраля.

Малый зал культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС (г. Москва).

После вступительных слов руководителей и сотрудников КСРК ВОС, ведущая — Халиулина Дания Завитовна — представляет членов жюри «Поэтического ристалища»; это же для вас сделаю и я!
Председатель жюри — поэт, член Союза писателей России, Леонид Фёдорович Смелков;
Поэт, заслуженный работник культуры Карелии, член карельского представительства Союза российских писателей, трёхкратный призёр всероссийских турниров самодеятельных поэтов Всероссийского общества слепых, лауреат международных поэтических конкурсов, Леонид Борисович Авксентьев;
Главный редактор журнала для незрячих «Наша жизнь», член Союза писателей России, Владимир Дмитриевич Бухтияров;
Поэт, переводчик, многократный лауреат всероссийских и международных поэтических конкурсов, заслуженный работник социальной защиты республики Татарстан, Рифкат Гарайханович Гордиев;
Секретарь жюри — режессёр массовых мероприятий отдела социокультурной реабилитации КСРК ВОС — Ирина Сергеевна Некрасова.

Жюри представлено. Самое время начинать! И первый этап конкурса — Авторская поэтическая композиция. Поэту нужно за 7 минут представить свои лучшие произведения, составленные в целостную подборку — композицию.

В этом году своё творчество в Столице представляют двадцать конкурсантов, о каждом из которых мне хочется рассказать хотя бы немного.

Первой на сцену поднимается екатеринбурженка Наталья Улитина. О ней я писала в заметке про областное Поэтическое ристалище в 141-м выпуске аудиожурнала «Люди. События. Творчество».

Наталья прочла стихотворения «После» и «полуночная», а также «Чернично-чернильную ночь»:

***

Как странно-неловко и грустно-мучительно мне!
Как в строчках рифмованных трепет души превозмочь?…
Мы просто знакомые с Вами. Но нынче во сне
Привиделась вдруг мне чернично-чернильная ночь.
Лукавые звёзды, игриво шутя, с высоты
На землю, как стрелы Амура, пускали лучи.
Как нежно-легко я во сне назвала Вас на «ты»!
Как были слиянья дыханий во тьме горячи!
Как Демон из ада иль словно из рая Адам,
Вы были прекрасны в восторженный миг бытия!
Как шум водопада срывалось: «Моя!… Не отдам!…»,
И, тихой листвою шурша, шелестело: «Твоя!…».
Всё это нелепость! Всё это какая-то блажь!
О Вас так подумать мне даже в бреду тяжело.
Вы просто хороший знакомый. Но этот мираж
Во сне меня будто укутал в родное тепло…
Всё вроде нормально, исчезло видение прочь,
Но словно стыдом багровеет рассветная медь…
Зачем мне приснилась чернично-чернильная ночь?
И как мне теперь наяву Вам в глаза посмотреть?…

Вторая участница — москвичка Валерия Геннадьевна Калицкая — удивила трёхстишиями на манер японских хокку.

Затем Валерия Геннадьевна представила несколько стихотворений из цикла «Тринадцать оттенков разлуки»:

***

«Застыла, окаменела,
Сижу на диване, как сфинкс.
Сковала бренное тело
Безыдейное горе-фикс…

На мой взгляд, отличная рифма. Я бы вряд ли подобрала рифму к слову «сфинкс».

Третья участница — Светлана Александровна Кашина из Иваново познакомила с очень женственными, жизнеутверждающими стихотворениями.

***

На фоне грусти и тоски,
Которым не хочу сдаваться,
Свои раскрою лепестки
И буду просто улыбаться.
Пускай меня вот-вот сорвут,
А может ненароком стопчут,
Я всё ж мгновенье процвету —
Вот здесь, сейчас, на этой строчке!

Эти два четверостишия я процитировала неспроста. Дело в том, что второе мне сразу захотелось немного скорректировать.

«Я всё ж подольше поживу,
Сейчас и здесь, на этой почве!»

Ведь «сорвут» и «проживу», «стопчут» и «почве», на мой взгляд, смотрелось бы более органично.
Да, есть у меня такая слабость — мысленно поправлять авторов…

Однако больше всего запомнилось стихотворение «Деревья»:

***

Что роднит города и деревни?
Деревья!
Что роднит современных и древних?
Деревья!
Что под небом бескрайним зелёным ковром?
Деревья!
Что останется здесь, когда все мы уйдём?
Деревья!
Пробила рябина у магазина
Корнями асфальт и камни…
Деревья — какая в них вера и сила!
Нам бы такую с вами!

***

Следующая участница — давний друг Поэтического ристалища. И два года назад, когда я выступала со своим творчеством в Самаре, на одну сцену со мной выходила она — Татьяна Ивановна Чикова (город Москва).
Свою композицию «Поздняя осень» Татьяна Ивановна прочла под красивую фортепианную музыку, что придавало стихам особую трогательность и красоту.

Под номером 5 ещё одна москвичка, ещё одна Татьяна и… ещё одна многократная участница Турнира самодеятельных поэтов ВОС: Татьяна Даниловна Гордон.

И снова звучит прекрасная спокойная музыка, под которую Татьяна Даниловна декламирует стихи о минувшем детстве.

Шестой участник тоже мне знаком. Это Алексей Пижонков из Казани. Вернее, родом он из Твери, но уже несколько лет живёт в Столице Татарстана. Его поэтическая композиция — признание супруге Марине в любви. Простыми, ясными словами Алексей в стихах поведал о первой встрече с Мариной, о поездках друг к другу в города, о помолвке и о том, как сильны его чувства.

***

Тебя я похитил у целого света,
Но кто меня в праве судить!?
С тобой обручило нас шалое лето,
И нам друг без друга не жить!

Может, то, что я скажу, — не ново.
Пусть не все поймут, но ты — должна!
Что сентябрь мне кажется медовым,
Виновата только ты одна!

Седьмой участник — Михаил Николаевич Аксёнов из Брянска. Он читает свои стихи, и мне видится образ простого русского мужика, трудяги, крестьянина, преданного дому, семье, Отечеству. Михаил николаевич посвящает строки матери, отцу, родной деревне Гололобовке, родному краю, Руси.

***

Деревня Гололобовка родная —
Земля крестьянской доли и мольбы.
Здесь жили предки, радуясь, страдая,
И ссыльным здесь когда-то брили лбы…

Восьмая участница — москвичка Лункина Людмила Алексеевна. Это имя знакомо мне да и многим незрячим по специализированным электронным дискуссионным рассылкам, где каждый может задать вопрос о технике, опубликовать интересную статью и встретить новых друзей. Людмила Алексеевна, как оказалось, не только умеет находить и предлагать подписчикам рассылок полезную информацию, но и пишет необычные стихи.

***

Вот вознёсся пик единственный
Выше всех вершин мерцающий.
Мир, прекрасный и таинственный,
Был бы пуст без созерцающих!

Я слушаю эти строки, и у меня лишь одно пожелание автору — меньше волноваться, чуть меньше торопиться… Такие строки, мне кажется, должны быть прочтены медленнее, более прочувствованно. И я уверена — Людмиле Алексеевне это по плечу!

Конкурсант под номером 9 — Андрей Базюк (Москва). Андрей на Поэтическом ристалище впервые. Заметно волнуется. Он представляет небольшую композицию — три стихотворения, написанных, видимо, в ранней юности. Желаю этому участнику творческого роста и новых произведений!

Под десятым номером на сцену выходит Анна Конакова из Рязанской области. С аней мы познакомились на предыдущем поэтическом ристалище, в Самаре. Эта обаятельная девушка с нежным, мелодичным голосом работает детским психологом. Сегодня она не только пишет стихи, но и поёт под прекрасную музыку, написанную питерским композитором Верой Тригуб. Анна пишет о школе-интернате, в котором училась, о колледже и о своей работе. Для Анны 16 февраля особенный день — день её рождения! Так что, после своего выступления она остаётся на сцене и принимает поздравления с подарками!

Вот и одиннадцатая конкурсантка. Ещё одна Татьяна! Прямо настоящий Татьянин день, хоть и не 25 января. Своим творчеством делится Татьяна Васильевна Илюткина из Ульяновска. Она долгое время жила на Дальнем Востоке, и её стихи — о тех местах, о Курильских островах, о лётчиках и моряках.

Объявляют номер 12! На сцене — самая юная участница, наша екатеринбургская звёздочка Лиза Олар. Помните, я рассказывала о том, что Лиза и Наталья Улитина победили на областном этапе конкурса? Мои смелые мечты сбылись — обе девушки здесь, в Москве! Шестнадцатилетняя Лиза представила уже знакомые по областному этапу произведения, только жаль, что не включила в свою подборку стихотворение «Солдат». Оно, на мой взгляд, самое удачное.

Следующая участница — тоже Татьяна — Евгеньевна Оржеховская, из Москвы. В её подборке — романтичная любовная лирика, а также стихи… о зрении? или о не-зрении… Это тот редкий случай, когда стихи о незрячести не вызвали у меня отторжения.

***

Как увидеть хочу
Мир привычных чудес:
У иконы свечу,
Яркость синих небес,
Буйство новой весны,
Одуванчика цвет,
Храмы дальней страны
И «Большого» балет,
И полотна картин,
Фигуристов на льду,
Снигирей у рябин,
Хрусталя красоту,
Резвый бег лошадей,
Блеск лазурной волны,
И улыбки детей,
И сиянье луны,
И шмеля на цветах
Ароматных в саду,
И себя в зеркалах,
Когда мимо иду…
Сохраню навсегда
Яркий, красочный ряд.
Утекают года,
Потухает мой взгляд.

Четырнадцатый участник — Сергей Коломойцев (город Пермь). Судя по голосу, Сергей молод. На турнире самодеятельных поэтов Он впервые. Его стихи — о Родине, о совести, об идеалах и моральных принципах.

Пятнадцатый конкурсант — Владимир Николаевич Козельский (Ульяновская область) прочёл стихотворения — воспоминания об Анапе и автобиографические произведения.

Следующий, шестнадцатый, участник меня покорил с первых секунд! Борис Иванович Зверев из Твери. Он мне чем-то напоминает нашего Юрия Ивановича Панова! Тот же задор в голосе, ощущение какой-то бесконечной доброты, душевности, невероятная харизма. Борис Иванович настоящий мастер: пишет разноплановые стихи — от иронических до остро социальных, пишет тонко, проникновенно… Да что я говорю! Вот, взгляните!

***

Святые уголки
Я в сердце берегу:
Излучину реки
И храм на берегу.
Здесь, сколько ни мудри,
Сокровища мои:
Зимою — снегири,
Весною — соловьи,
В день летний — луг в цветах,
В осенний — листопад.
Я, как персидский шах,
Неслыханно богат.
Берите! Мне не жаль.
Вон, ластится у ног
Реки живой хрусталь
И золотой песок.
Как пару пустяков,
Я с поля принесу
В оправе лепестков
Алмазную росу.
Хранит рубины лес,
А надо мной горит
Сияющих небес
Афганский лазурит.
Насыплет мне закат
Янтарь на склоне дня.
Я сказочно богат!
Богаче нет меня!

Со следующей конкурсанткой, точнее, для начала с её творчеством, меня познакомила Наталья Улитина. В стихи этой девушки, костромички, проживающей в Петербурге, я влюбилась с первой строчки. Итак, на сцене — Елена Наливаева! А сопровождает её выступление игрой на скрипке подруга — Анастасия Орлова. Я слушала Елену, не в силах сдержать восторга! Стихи — просто космос! Да и сам номер, как мне позже рассказали те, кто видит, очень красив! Правда, возникла какая-то неполадка — во время выступления Елены, когда она в танце двигалась по сцене, технический персонал переставлял оборудование. Но невзирая на сложности, Елена достойно, полностью представила свою поэтическую композицию.

***

В замке взбалмошных муз, за таинственными дверьми
Простирается твой на века вожделенный мир. —
Где б тебя ни барахтала чьих-то надежд вода,
Ты отчаянно грёб, чтоб когда-то приплыть туда.
Ты давно уж там свой, ты — свершившаяся мечта.
…Я — на поезд: слыхала, живёшь за Кольцом ты. Там
Выхожу. И часами гуляю вдоль улиц, и
Тщетно силюсь почуять, где стопы прошли твои.

Воздух в пальцах, губах твоих. Пышных волос копна
Вдохновенно ершится. Натужно пряма спина.
Жизнь твоя — что канат, под которым разверзла пасть
Неизвестность. И намертво, крепко, чтоб не упасть,
В балансир ты вцепился, дрожа на канате том:
В звуки музыки.
Я продолжаю искать твой дом.
Этот поиск — начало конца и конец начал.
И заполнены окнами сны мои по ночам.

Ты на сцене, ты в зрительном зале, и до утра
Длятся, пахнут шампанским богемные вечера.
Сладкий женский парфюм и поэзия рук, цветы…
«Триумфатор!..» и «Бог…», и «Божественный гений!!!» — ты.
И пока упоённо царишь ты над миром тем,
Я упрямо скитаюсь по звёздчатой темноте,
Я ловлю проходящих в неведении людей,
Пристаю к ним с вопросом: «Скажите, прошу вас, где
Он живёт?» Называю фамилию, имя… Но
Все отводят глаза недоверчиво и чудно.
Редкий кто-то качнёт понимающе головой.
Я ищу. Я хочу убедиться, что ты живой!
Ты, быть может, лишь плод затуманенного ума?
Ты a Spirit, der Geist! — Это люди живут в домах…

Взгляд упёрся в какой-то ещё незнакомый дом. —

Ты подходишь к парадной, ссутулившись под зонтом…

Участница под номером 18 — Марина Платонова (город Казань). Я счастлива знать эту чудесную поэтессу около двух лет. Мы познакомились благодаря всё тому же самарскому «Ристалищу». Тогда меня глубоко тронула её морская стихотворная композиция. Не была я разочарована и в этот раз… Стихи Марины — такие цветочные, весенние, романтичные; они как будто входят в душу на мягких кошачьих лапах!

***

Сны мерцают, как глаза кота.
День окончен; звёзды — многоточья.
Это значит, снова суета
Скомкана в шуршащие комочки,
Спрятана в коробку. Там, на дне —
Ворох сожалений о минувшем.
Можно помечтать о новом дне:
О таком… О самом, самом лучшем!

Шоколадной плиткой сны
На ладони марта тают.
Нежно-сливочность весны,
И обёртка — золотая
Вся из солнечных лучей.
Как мираж, весны улыбка,
И простая прелесть дней
До причудливости зыбка…

Когда я узнала, что ты — мой свет,
Мне стало светлей дышать.
Из сотни сказанных «Да» и «Нет»
«Люблю» я смогла собрать!

А вот ещё одна пермская конкурсантка, юная Настя Данина. Тоже хочется пожелать Анастасии творческого роста и выступлений на поэтических конкурсах с ещё более гармоничными, стройными в ритме новыми стихами!
Самое удачное, на мой взгляд, стихотворение в Настиной композиции — «Романтика плацкартных поездов». Прочтено интонационно правильно и с обаянием!

Дорожную тему подхватила последняя участница, последняя Татьяна — Татьяна Александровна Расулова из Костромы. Её композиция называется «Игра в города». Татьяна в стихах рассказывает о тех городах, где ей довелось пожить, и о тех, где, возможно, хочется побывать.

***

Сквозь густые леса
Костромской стороны
Пролегли на Восток
Две стальные струны.
Больше века по ним
Сквозь колёс перестук
Свой играют мотив поезда:
Туки-тук.
Туки-тук, туки-тук —
Словно сердце стучит!
Больше века здесь станция Нея стоит!

***

Отзвучали авторские композиции, и все отправились на обед, после которого — самая сложная и неоднозначная часть поэтического конкурса: интеллектуальная викторина.
Ничего не имею против интеллектуальных игр и всевозможных проверок знаний. Но… всегда ли они уместны и в какой форме? На мой взгляд, на поэтическом конкурсе прежде всего оценивается именно мастерство авторов — мастерство стихосложение, умение составлять целостную композицию, подбор поэтических образов, художественная сила строк.

Меня печалит упор на знание литературных фактов, связанных со Всероссийским обществом слепых. В этот раз на интеллектуальной игре преволируют вопросы о журнале «Наша жизнь», а также о незрячих деятелях культуры и искусства.

Меня глубоко удручает мнение о том, что незрячий по умолчанию должен интересоваться специализированными журналами, незрячими музыкантами и писателями, а также книгами про слепцов. Мне порой странно, когда человек условно здоровый спрашивает: «Тебе же нравится Диана Гурцкая?» «А рассказ «Слепой музыкант» ты читала?» «А как тебе заметки Хелен Келлер и Ольги Скороходовой?»

А что, если у меня другие вкусы?
Это во-первых. Во-вторых, в конкурсе принимают участие люди слабовидящие, которые относят себя по большей части к зрячим и почти никак не соприкасаются с материалами, входящими в, так сказать, «обязательную программу» каждого уважающего себя слепца.

Чтобы не быть голословной, приведу несколько типично «восовских» вопросов:

Лирик Михаил Суворов создал поэму об истории ВОС. Приведите оба её равноправных названия и скажите, чем второе издание коренным образом отличается от первого.

Какого числа отмечается Международный день слепых, к чему он приурочен, и какое в этом заложено противоречие.

Кем была написана песня о слепом баянисте?

Возможно, кто-то сочтёт, что не знать творчество «коллег по несчастью… или по цеху?» — это проявление неуважения. Но ведь чтение должно соответствовать вкусу и приносить радость! Не хочу сказать, будто произведения незрячих писателей не доставляют удовольствия, просто, скажем, лично у меня уже сформировались предпочтения в литературе, да и как всё успеть…

Кроме множества вопросов с явно «восовским» уклоном, попадаются вопросы с не очень понятной формулировкой, а ещё такие, которые сложно запомнить с первого раза.
Вот примеры не-восовских вопросов:

Какие оптические приборы усиливали творческую память лирика Михаила Суворова?
Оказывается, это «Бинокли памяти».
Какое учреждение Министерства образования России имеется и у бегемотов? Его упоминают, желая подчеркнуть чью-либо инфантильность или некомпетентность.
Правильный ответ — детский сад.
Какие гении не должны были болеть, согласно своему статусу?
Ответ: Божества мужской силы в Древнем Риме.
Сколько домашних животных стали источником творческого подъёма? Где жил юный лирик, и каким характерным синонимом наградил его автор песни?
Ответ: песня про тридцать три коровы. «В центре города большого, где травинки не растёт,
Жил поэт — волшебник слова, вдохновенный рифмоплёт!»

Обидно наблюдать за тем, как достойнейшие, яркие поэты не в силах набрать даже пяти или трёх баллов на интеллектуальной игре; и втом точно нет их вины.

Конкурсанты выходят по 4 человека; вопросы сначала задаются на один балл, потом двухбалльные, а после — трёхочковые. К сожалению, нескольким конкурсантам не удалось набрать ни одного балла. Порой присуждается по пол-очка за одно случайно оброненное верное слово. Уважение моё вызывают конкурсанты, которые, если не знают ответа на вопрос, открыто в этом признаются, а не пытаются угадать. Почему лучше заявить о незнании ответа? Да чтобы не позориться и не говорить откровенную ерунду. Два года назад моей ошибкой было именно это — желание набрать ну хоть несколько баллов на интеллектуальной игре! Вспоминаю некоторые свои ответы и понимаю, как я нелепо выглядела. Сказать «я не знаю» — требует определённого мужества. В этом ответе нет ничего зазорного, да и время другим участникам можно сэкономить.

Надеюсь, просчёты интеллектуальной викторины — на следующем турнире будут учтены, вопросы станут менее специализированными, и больше никто не уйдёт «с гордым нулём» в копилке!

На невесёлой ноте интеллектуальных разочарований завершился первый день конкурса самодеятельных поэтов ВОС.

Как прошёл второй конкурсный день — читайте тут.

Благодарим Вас за внимание! Пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *